Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
9 сентября 2014, 21:34

Ростуризм: Совет туристического рынка должен заниматься проблемами отрасли

Представители туроператоров, авиаперевозчиков и страховых компаний должны войти в Совет туристического рынка. Это предложение сегодня одобрили в Ростуризме. По мнению чиновников, новая структура должна заниматься проблемами отрасли, учитывая при этом интересы всех заинтересованных сторон. Необходимость кардинальных перемен подтвердила серия банкротств. Долги компании "Солвекс-турне", которая накануне объявила о приостановке деятельности, оценили в 120 миллионов рублей.

Со стороны кажется, что туристический бизнес устроен просто: покупай оптом подешевле, продавай в розницу подороже. Это не завод и не ферма - из основных средств производства: офис, компьютер с интернетом и телефонная трубка. Однако чреда банкротств крупнейших российских туроператоров, которая случилась в этом году, говорит о том, что всё совсем не так, как выглядит.

"Дело в том, что любая серьезная компания готовится к сезону, она заключает контракты, делает большие предоплаты не за отдельно взятого туриста, и авиакомпаниям, и партнерам и отелям за рубежом", - говорит заместитель гендиректора туристической компании Екатерина Айзерман.

Туроператор, как говорят в этом бизнесе, формирует продукт. Продукт - это путёвка, которая, если говорить просто, состоит из места в отеле и билета на самолет. Чтобы путевка была конкурентоспособной, то есть дешевой, надо покупать много. Для этого берется кредит в банке под хорошие проценты, затем у авиакомпаний выкупаются целые блоки мест в самолётах, а у владельцев гостиниц выкупаются целые этажи в отелях. И вот теперь самое главное - это продать через мелкую розницу, которую мы называем туристические агентства, которые встречаются на каждом шагу. Причём продавать не всегда получается с прибылью, когда время поджимает, приходится отдавать и по себестоимости и даже ниже. Иначе будешь гореть вместе с горящими путёвками.

"Получается, что чартерные самолеты летят практически пустыми, потому что услуги авиакомпании уже оплачены, соответственно, самолет в небо понимается. То же самое происходит с гостиницами - их не заселяют, то есть туроператор рад продать хоть сколько-нибудь, лишь бы какие-то денежные средства получить и с этого как-то перекрутиться. На мой взгляд, сама схема организации бизнеса таким образом - она не совсем правильная", - говорит юрист Маргарита Еремеева.

Часто получалась так, что на деньги туристов, которые платили за свои будущие поездки, оплачивались текущие расходы. Некоторые из обанкротившихся компаний начинали туристический сезон, имея долгов на полтора миллиарда рублей. Вся эта схема, если не сказать, пирамида - как правило, относительно неплохо просчитана и шатко-валко работает, когда всё идет по плану. Но гладко было на бумаге, а в жизни случаются, например, экономические спады, из-за которых значительное число наших граждан просто отказались от поездки за рубеж или купили что-то дешевле, например, внутри России.

"С одной стороны, выездной туризм хуже, внутренний лучше - это вроде бы хорошо, но тем не менее, это сказывается в целом на рынке", - отмечает эксперт.

Мало кто из туроператоров мог заранее предсказать сложную политическую обстановку в мире, санкции против нашей страны и как следствие рост курса евро и доллара.

"У многих туроператоров денежные средства были в рублях, а оплату необходимо за рубеж предоставлять в евро и в долларах – естественно, это сказывается на тех затратах, которые несут туроператоры. То есть приходится получать денежные средства в рублях по одной цене, а уже перечислять контрагентам за рубеж совершенно по другой цене", - рассказывает руководитель ассоциации "Объединение туроператоров в сфере выездного туризма "Турпомощь" Вячеслав Басов.

Конечно, один только изменившийся курс рубля не мог обрушить такие крупные компании, как "Нева", "Лабиринт" и "Солвекс-турне". Эксперты говорят о совпадении нескольких факторов. Например, ограничение на выезд в некоторые страны силовиков заметили все турагентства. Это приблизительно 4 миллиона потенциальных туристов.

"Где-то порядка 20% это выездного потока. Конечно, это же очень резко ударило по выездному потоку в целом, деятельности туроператоров", - отмечает заведующий кафедрой туристических услуг РЭУ им.Г.Плеханова Михаил Морозов.

Каждое новое банкротство уменьшает число желающих покупать путевку в турагентстве. Многие уже сами научились бронировать отель и билеты - сайты, которые на этом специализируются, показывают рекордный рост продаж, а традиционный турбизнес несёт новые убытки.

Убытки несут и авиаперевозчики, теряют деньги страховые компании, которые должны покрывать риски. На проблему уже обратило внимание правительство. Многие говорят об ужесточении требований к туроператорам - для занятия этим бизнесом не нужна лицензия, и пускать туристов по миру может практический любой человек без опыта и квалификации. А потом выходит к потерявшим деньги клиентам и говорит: извините, так получилось.

Читайте также: