Переселенцы с востока Украины находят в России новое, в том числе рабочее, место в жизни
В России растёт количество украинских граждан, которые уже обратились с официальной просьбой о статусе беженца - таких уже свыше 80 тысяч человек. Общее же число вынужденных переселенцев из соседней страны, по данным Федеральной миграционной службы, примерно в девять раз больше.
Этой ночью только через КПП "Новошахтинск" в Ростовской области прошли 228 беженцев, в том числе 82 ребенка, а также группа инвалидов-колясочников. Чтобы принять такое количество людей, были мобилизованы представители всех структур - пограничники, таможенники, спасатели, сотрудники областной и городской администраций.
Украинским гражданам, потерявшим на родине дома и имущество, помогают не только власти. Миллионы россиян собирают гуманитарную помощь, предоставляют жильё, помогают с устройством на работу. Принимают беженцев более 60 регионов России - от Ростовской области до Камчатки.
От родного Донецка до Петропавловска-Камчатского семь с половиной тысяч километров и разница в 9 часовых поясов. В кошельке у Дениса до сих пор лежат гривны, его отличают на улицах по говору, но чувствует он себя на Дальнем Востоке уверенней, чем теперь на востоке Украины. Он никогда не думал, что убежит из родной страны, что станет беженцем. И уж тем более не представлял себя на корабле, в роли повара.
"По своей специальности, технолог питания, иду коком на корабль. Я хотел. И здорово, что работодатели, несмотря на то, что я иностранный гражданин — без проблем, пожалуйста", - рассказывает Денис Давыдов.
Формально они иностранцы, но по факту российские работодатели принимают украинских беженцев, как родных.
"Мы приехали в никуда. Он нам деньгами помог, дал на первое время. Все равно, говорит, у меня работать будете, как-нибудь решим", - говорит переселенец с Украины Владимир Молчанов.
Братья Молчановы работали электриками в шахте на Донбассе. В Ульяновской области они устроились на предприятие по переработке мяса и молока. Директор Николай Чухманов пустил семьи беженцев в свою квартиру, которая временно пустовала. А вся мебель, и техника — подарки местных жителей.
"Добрые люди" - на сотни тысяч беженцев из Украины в России находятся миллионы людей, которые помогают. Братья Молчановы благодарны за помочь, но в будущем хотят рассчитывать на себя и сами кормить свои семьи.
Электрик со стажем на селе никогда не пропадет. А уж тем более с такой квалификацией, как у братьев Молчановых. Единственная трудность — документы.
"Мы не знаем города, куда нам обращаться. Если, я говорю, мы 7 раз ездили в ФМС, чтобы оформить разрешение на работу. Они нас то туда отправят, то туда", - говорит Владимир Молчанов.
Не все переселенцы с Украины, да и не все работодатели в регионах, знакомы с недавней поправкой в российском законе. Дело в том, что беженцам "разрешение на работу" получать не нужно.
"Видимо, работодатели не очень хорошо изучили наше действующее законодательство, особенно те изменения, которые произошли в последнее время. Все лица, получившие временное убежище или статус беженца, имеют право трудоустраиваться без разрешения на работу", - сообщила глава управления по вопросам гражданства ФМС Валентина Казакова.
Статус беженца оформляется всего за три дня. Пока за таким статусом обратились 83 тысячи украинцев. Хотя реально убежали от войны, по подсчетам ФМС, около 700 тысяч человек.
"За последние сутки обратилось более 5 тысяч за предоставлением временного убежища либо статуса беженца. Более 40 тысяч человек обратилось только за один июль, а сейчас цифры катастрофически просто растут ежесуточно", - сообщила глава управления по вопросам гражданства ФМС Валентина Казакова.
В Миграционной службе, конечно, не были готовы к такому наплыву иностранцев. И с учетом ситуации, к осени обещают разработать облегченный порядок получения российского гражданства для тех, кто получил статус беженца.
Это будет федеральная программа, тем более что беженцы уже постепенно расселяются по всей территории России. Туда, где есть потребность в рабочих руках. И часто регионы сами заинтересованы в таких переселенцах. Например, молодая семья врачей из Луганска переехала в Челябинскую область по приглашению центральной больницы города Пласт.
"Здесь нехватка врачей, нас тут взяли с удовольствием. Муж будет работать анестезиологом, а я неонатологом в роддоме работать", - говорит врач-неонатолог Кристина Штогун.
Больница, где они работали в Луганске, теперь закрыта. Здание пустует. Главврач показывает Кристине и Любомиру больницу. Они пока знакомятся с персоналом, оборудованием и готовятся к пересдаче экзаменов и подтверждению квалификации. Это тот случай, где на процедуры никак нельзя закрыть глаза. Но руководство клиники уверено, что скоро молодые врачи приступят к работе.
"Мы пока общались по "Скайпу", поняли, что они грамотные. Тем более привлекает, что они молодые, нам очень нужно молодое поколение", - говорит главврач центральной городской больницы г. Пласт Челябинской области Марина Кондрашкина.
Главный врач больницы сама помогает беженцам собирать документы. Им выделили служебную квартиру. Потому что такие кадры дефицит, а уж тем более в глубинке. Про квалифицированных специалистов, которые массово покидают Украину, киевские власти говорят с презрением. Беженцев называют изменниками Родине.
"Те люди, которые говорят, что мы предатели, уехавшие с Украины, не находятся ни в Луганске, ни в Донецке", - сказал Денис Давыдов".
Те, кого в Киеве называют предателями, — это люди, которые, убежали из дома почти без вещей, ехали до границы под звуки бомбежки, многие пешком переходили границу с маленькими детьми. И сейчас вспоминают это, как страшный сон. Большинство из них уже не верят, что когда-нибудь можно можно будет вернуться.