Общее число пострадавших от банкротства туроператоров этим летом составило 65 тысяч человек
Такие данные привел Роскомтуризм. На этой неделе список несостоятельных компаний пополнился еще двумя. О невозможности исполнять свои обязательства заявили "ИнтАэр" и "Нордик-стар". Обвал на рынке заставил вмешаться правительство. Финансовое состояние туроператоров будет тщательно проверено. А против руководителей разорившихся компаний Следственный комитет уже возбудил уголовные дела.
Новость о прекращении работы фирмы "Лабиринт", которую русским туристам сообщил представитель одного из отелей в Тунисе, собравшихся несильно испугала. Зато другая – шокировала: "Ваш туроператор не оплатил ваше проживание".
Выход из сложившейся ситуации в этом отеле нашли сразу. Предложили либо оплатить проживание, либо выселятся. Андрей и Юля выбрали второе. Так этот отдых в Тунисе для них оказалась самым коротким.
"Отпуск сорвался, мы прилетели и в тот же день нас по сути хотели выгнать. Мы через два дня вернулись, сидели два дня на баррикадах, мы не отдыхали", - рассказывает Андрей.
После краха "Лабиринта" - об отдыхе забыли ещё 27 тысяч российских туристов, находившихся за границей. Которых всю эту неделю вывозили на родину
"Там творится полный бардак, например, в том отеле в котором мы были - там были туристы со второго числа, они жили три дня по десять-пятнадцать человек в номере, спали как-то по очереди, потому что народ просто не могли вывезти", - рассказывает Мария Авдеенко.
Череда крахов туроператоров началась в середине июля. И на сегодняшний день уже шесть туристических фирм объявили о своей несостоятельности. Две из которых - "ИнтАэр" и "Нордик-Стар" - закрылись на этой неделе. И практически всем туристам, выехавшим при помощи разорившихся компаний на отдых за рубеж, пребывание в отеле предложили оплатить. Что для людей стало самой большой неожиданностью. Поскольку деньги за путевку они отдали ещё на родине. И как такое возможно - сейчас самый главный вопрос.
"Наша туридустрия выглядит следующим образом: у туроператоров есть обязательства перед контрагентами..." - говорит эксперт Общественной палаты РФ по туризму Роман Бобылев.
Схему распределения денег, которые туристы приносят оператору, Роман Бобылев рисует на доске. У туристических компаний - как минимум три контрагента. Это - отели, авиакомании, и фирмы, принимающие туристов. Но деньги, заплаченные в агентстве за путевку, сразу практически никто не получает.
"По всем этим субъектам существуют свои тайм-ауты - периоды оплаты. Где-то это три месяца, то есть можно рассчитаться с отелями через три месяца. Где-то это необходимо делать день в день. Где-то это можно делать путем авансирования, а потом рассчитаться по итогам сезона", - поясняет Роман Бобылев.
Но какими будут продажи в этом сезоне - все операторы решают задолго до его начала. Например, по окончании предыдущего, в октябре. И под этот план бронируют - отели и фрахтуют самолеты.
На профессиональном языке это называется - "приобретать блоки". Своеобразные обязательства - что, например, в неделю будет продано сорок номеров в отелях, и столько же понадобиться авиабилетов. Правда, гарантий, что будет именно так, никаких. Вот и получается, что сами блоки виртуальные, а деньги-то настоящие. Которые туристы, сами того не подозревая, по сути вкладывают в туристическую пирамиду.
"Турист приходит, приносит, грубо говоря, деньги в кассу, но эти деньги идут не в оплату его перевозки и его размещения, а в оплату долгов предыдущего периода, которые уже накопились с прошлого года, с прошлого сезона. И если происходит падение спроса, даже незначительное, или выходят конкуренты боле зубастые на этот рынок, и начинают демпинговать еще ожесточеннее, чем сам игрок, пустеет касса и начинает вырастать, та самая пирамида, о которой все сейчас так громко говорят", - рассказывает юрист, член Правления Российского Союза Туриндустрии Георгий Мохов.
К краху эти турпирамиды привели не только неоправданные прогнозы. Но и яростная борьба за клиента. В первую очередь за счет цены. Самую низкую в этом году давали "Нева" и "Лабиринт" в надежде привлечь как можно больше покупателей. Но уже в разгар сезона стало понятно, что ажиотажа не будет. Спрос на ту же Европу, по разным оценкам, упал на 30%. И шесть турпирамидок не устояли.
"Уже за некоторое время до банкротств туроператоры продавали туры без возвратных билетов. В частности "Нева" и "Лабиринт". У них уже не было средств оплачивать обратные вылеты. При этом они продавали туры, заведомо зная, что клиенты обратно могут не вылететь", - говорит директор туристической компании Ольга Слухова.
Тем не менее, низкая цена привлекла десятки тысяч клиентов. Многие из которых так никуда и не поехали.
Как, например, Сергей и Екатерина из Екатеринбурга. Они купили тур у "Лабиринта" за 100 с лишним тысяч рублей. В Грецию. В Свадебное путешествие, которое теперь, по-видимому, проведут на даче.
За город поедет и москвичка Екатерина Малахова. За этот сезон она умудрилась дважды не увидеть море.
"Сначала купили путевку от "Невы". "Нева" на следующий день обанкротилось. Но наше турагентство пошло нам навстречу. Деньги не успели перевести. И поэтому они переоформили путевку в другую компанию – "Лабиринт". В итоге "Лабиринт" тоже накрылось и мы никуда не полетели", - рассказывает Екатерина Малахова.
Те, кто не полетел, теперь смогут пойти в страховую. За возмещением убытков. Но, по оценкам экспертов, вернуть удастся немного. Размер требований к Лабиринту уже превысил страховой лимит в 120 миллионов рублей почти в пять раз. А риски "Невы" были застрахованы в компании, у которой в начале августа отозвали лицензию. И сможет ли она расплатиться, - под большим вопросом. На самом рынке сейчас царит уныние. Поскольку от случившейся череды банкротств - пострадали все!
"Сейчас ни одна кампания не заинтересована в том, чтобы конкурент ушел. И, конечно, дело не только в том, чтобы ушел конкурент. А дело в том, что доверие к рынку падает. В этом сейчас никто не заинтересован. Поэтому мы только за то, чтобы так изменились правила игры и такое было регулирование бизнеса, саморегулирование или госрегулирование. Это надо обсуждать. Сейчас нет пока готового рецепта. Но именно такое, чтобы потребитель был уверен в той кампании, чей тур он покупает", - отмечает исполнительный директор Ассоциации Туроператоров России (АТОР) Мая Ломидзе.
Поиском причин случившегося теперь занимается прокуратура и Следственный комитет. Против руководителей разорившихся фирм уже завели пять уголовных дел. Эксперты, в свою очередь, в срочном порядке готовят ряд законодательных поправок, чтобы наконец-то навести порядок на рынке. И осенью этот документ будет представлен в Государственной Думе. Вот только тем, чей отдых был испорчен в этом году, вряд ли от этого станет легче.