Легендарное спецподразделение «Альфа» отмечает юбилей
Сегодня юбилей отмечает специальное подразделение ФСБ - легендарная группа "Альфа" была создана 40 лет назад. Сейчас её считают одним из самых тренированных и эффективных отрядов планеты.
Позади у бойцов - горячие точки, освобождение заложников и ликвидация самых опасных террористов. Личности действующих сотрудников "Альфы" нельзя раскрывать.
Место встречи изменить нельзя. Ветераны спецподразделения "А", "альфовцы" - снова вместе. Небольшой стрелковый клуб, раз в год они обязательно встречаются здесь. Приходят вовсе не на стрельбы, а для другого - увидеть боевых товарищей и сказать друг другу: "Привет, ну ты как?"
"У нас в первую очередь - это встретиться с ветеранами, потому что встречаемся редко. А второе, конечно, вспомнить то, что было", - говорит сотрудник Группы "А" 1985-1996 гг., майор запаса Владимир Елисеев.
А вспомнить есть что. Сотни операций в России и за рубежом. Освобождение заложников в Буденновске, операция в театральном центре на Дубровке и, конечно, Беслан. Если бы тогда, в 2004 году, бойцы "Альфы" не начали штурм здания школы, в котором удерживали больше тысячи заложников (в основном детей), то жертв могло быть гораздо больше. Каждый из "альфовцев" это понимал и поэтому шел в бой. Рисковали собственной жизнью, погибали, спасая жизни других. И словно шрам - оставшаяся надпись на стене школы: "Альфа", "Вымпел", спасибо, что спасли наших детей".
Среди всех операций "Альфы" бойцы всегда говорят про первое боевое крещение в далеком 1979 году - штурм дворца Амина в Кабуле. Неравный бой. Противника в разы больше. Но задача выполнена дорогой ценой. Сотрудник группы "А" в 1978-1992гг., подполковник запаса Владимир Гришин участвовал тогда в штурме. Говорит, самое тяжелое в том бою - это потеря двух товарищей, друзей Геннадия Зудина и Дмитрия Волкова.
"Человек, которого я больше никогда не увижу, не буду знать - это очень горько. Со временем это гаснет частично, но первое время было очень тяжело", - говорит он.
За время существования отдела "А" погиб 31 сотрудник. Про их семьи коллеги не забывают – заботятся, звонят, помогают, чем могут. Они понимают, что каждый день, выходя на службу, сотрудники "Альфы" не знают, вернутся ли домой.
Сотрудник отдела "А" в 1982-2010гг., полковник запаса Юрий Торшин на Васильевском спуске рассказывает про одну из своих самых сложных операций: "Автобус находился вот именно на этом месте. Южнокорейские туристы находились на Красной площади и осматривали собор Василия Блаженного. Осмотровая программа закончилась, они подошли к автобусу, сели в автобус и в этот момент туда проник террорист".
Он помнит каждую деталь, словно всё это произошло вчера. Центр Москвы, 1995 год. Захват автобуса с корейскими туристами. Юрий Торшин тогда руководил одной из групп захвата. Стоя на том самом месте, он вспоминает, как в любую секунду операция могла быть сорвана.
"Что он очередное выкинет, у него пистолет в руках, патрон в патроннике. Не дай Бог, кто-то пострадает. Любой руководитель, любое подразделение, принимая участие, на первое место ставит жизнь заложника", - рассказывает Юрий Торшин.
Заложников освободили без потерь. Всё пошло по сценарию. Каждый раз - ювелирная работа без шанса на ошибку. А времени порой - считанные секунды. Бойцы признаются: сказать, что страха во время операций нет - соврать. Но ветераны "Альфы" говорят - тяжелее всего не им, а тем, кто ждет дома.
"Я всегда говорю, вы знаете, сложно не в командировке офицеру, а наверное, намного сложнее их женам, потому что они оказываются отрезаны от информации, они оказываются разобщенными, каждая в своей квартире на телефоне. И вот им поодиночке намного сложнее, чем в любых условиях, в "зеленке", в горах, или в каком-то бараке ребятам, которые, в общем-то, бок о бок уже не один год", - считает подполковник запаса Алексей Филатов, сотрудник группы "А" в 1992-2000гг.
Но есть такая работа - людей защищать. И память об этой службе с бойцами особого спецподразделения остается навсегда.
"Альфа" для меня - это все. Это даже не образ мыслей, это какой-то мир, который, я считаю, не прекращается и после того, как ты уходишь из подразделения", - уверен Алексей Филатов.
"Хотел бы вернуться на службу. Немножко вернуться в возрастной ценз, чтобы быть помоложе и опять пойти на службу", - улыбается Юрий Торшин.
Каждый из ветеранов "Альфы" в любую минуту и сегодня готов встать на защиту тех, кто оказался в беде. Просто потому что бывших "альфовцев" не бывает.