Заметная дата: 40 лет назад началось строительство Байкало-Амурской магистрали
Туда, несмотря на суровые условия, ехали тысячи специалистов со всего Советского Союза. Тех, кто прокладывал трассу, сделавшую ближе отдалённые районы страны, президент поздравил в режиме видеоконференции.
Как и много лет назад, их снова встречают оркестром и цветами. Иван Варшавский и Александр Бондарь — на новеньких тепловозах имена, пожалуй, самых знаменитых героев БАМа. Это их бригады монтеров когда-то забили последний золотой костыль в основание новой железной дороги. Сегодня сами ветераны строители, как и много лет назад, снова встречаются на этом пути.
Дорога на поезде по Байкало-Амурской магистрали теперь это всего лишь три-четыре дня в удобном вагоне. Но чтобы это путешествие стало возможным, потребовалось десять лет тяжелейшего труда. Летом — жара, гнус и комары, а зимой морозы — за минус пятьдесят. Это было настоящим испытанием человеческих возможностей. Люди продолжали работать даже когда отказывала техника.
"Самое страшное - это когда 55-градусные морозы лопают троса, и ты стоишь, мерзнешь. Мерзнешь даже у костра. А вот когда работаешь, снимаешь полушубки, жарко", - рассказывает ветеран БАМа, Герой Социалистического труда Иван Варшавский.
Первые планы строительства железной дороги через богатые месторождениями сибирские районы разрабатывали еще в начале 20-го века, но лишь 8 июля 74-го года было официально объявлено о начале Всесоюзной ударной стройки. Десятки тысяч комсомольцев буквально со всех советских республик отправлялись покорять тайгу по путевкам.
Тында, Северобайкальск, Таксимо, Нерюнгри - вместо малоизвестных поселков в некогда почти безлюдных местах благодаря БАМу выросли крупные города. Железная дорога протяженностью больше четырех тысяч километров соединила город Тайшет в Иркутской области и Советскую Гавань на берегу Тихого океана.
Сегодня БАМ - один из основных наземных маршрутов доставки грузов с запада на восток и обратно. И об этом говорил президент, поздравляя ветеранов стройки с юбилеем.
"БАМ был не только колоссальной стройкой, но и большим вызовом для страны. Он имел и военно-стратегическое значение, и народно-хозяйственное. К сожалению, в 90 годах возникли трудности известные. Прежде всего экономического характера, даже встал вопрос о том, нужно ли было стране так напрягаться для того, чтобы возводить магистраль. Но это все с началом 2000 годов и в середине 2000 годов не только прошло, а стало очевидным, что БАМ в высшей степени востребован, но и его уже не хватает", - отметил В. Путин
По прогнозам, до 2017 года объем перевозок на БАМе вырастет вдвое. Так что параллельно существующим путям будет построен еще один. Проект, о старте которого объявили в день сорокалетнего юбилея дороги, уже получил название БАМ-2.
Путин отметил, что на развитие Байкало-Амурской магистрали и Транссиба планируется выделить из Фонда национального благосостояния 150 млрд рублей.
"Это значительные деньги, которые предусмотрены именно на развитие инфраструктуры, так оно и будет, все вопросы уже согласованы", - сказал президент, добавив, что реализация проекта будет особо контролироваться.
Как и сорок лет назад, за строительство вновь берется молодежь. Первые стройотряды из Иркутска и Красноярска уже на месте. Хоть и не комсомольцы, но уверенности и оптимизма им не занимать.
"Наши ребята уже трудятся на объектах БАМа. Это передовой отряд из 20 человек. Для нас, для студотрядовцев, БАМ — это пример того, как нужно и необходимо трудится. Так что железная дорога может на нас положится, мы не подведем", - сказал командир студенческого отряда.
Молодые железнодорожники смогут рассчитывать на поддержку государства. Им уже не придется, как первому поколению бамовцев, десятилетиями ютиться во времянках. Только в этом году 500 семей ветеранов железнодорожников в Тынде уже получили ключи от новых квартир. До конца года для них будут построены еще два десятка многоквартирных домов.
"Как-то не верилось. Я 40 лет на БАМе и все во времянках. Тут четыре года прошло, и, наконец, мы получили хорошее жилье - светлое, теплое", - сказала жительница Тынды.
Президент поздравил бамовцев с новосельем, отметив, что "это один из первых шагов по решению их социальных проблем". "Страна, безусловно, перед вами в долгу", - сказал В. Путин.
К 2030-му году, помимо БАМ-2, вокруг магистрали предстоит построить еще примерно полтора десятка новых линий, общей протяженностью около семи тысяч километров. Эти дороги позволят продолжить освоение Восточной Сибири и Дальнего Востока.