Сегодня юбилей отмечает БАМ
40 лет назад началась самая масштабная стройка века. Чтобы проложить 4 тысячи километров, пришлось преодолеть 7 горных хребтов, отсыпать 260 миллионов кубометров грунта, построить три тысячи мостов и тоннелей. И всё это летом в 30-градусную жару, зимой - в мороз ниже 50. Недаром дорогу называли "трассой мужества" и попасть туда, несмотря ни на что, мечтали многие.
На перроне Тынды строители легендарного БАМа. 40 лет назад их объединила стройка века - Байкало-Амурскую магистраль называли и дорогой жизни, и трассой мужества. До сих пор многие из них хранят ту самые путевку на БАМ, получить которую в середине семидесятых мечтал едва ли не каждый комсомолец.
На XVII съезде ВЛКСМ БАМ объявили ударной комсомольской стройкой. Первый отряд - 650 добровольцев, юношей и девушек, - отправился в тайгу, практически прямо из Кремля.
Строили "трассу мужества" - в лютые морозы и невыносимую жару, прокладывая путь там, где прежде не ступала нога человека,
Байкало-Амурская магистраль протянулась от Тайшета - городка в Иркутской области, до порта на берегу Татарского пролива - Советской гавани. 4 с лишним тысячи километров рельсов, проложенных через горные хребты и непроходимую тайгу. Строители восточного и западного направлений БАМа двигались навстречу друг другу 10 лет. Они встретились в разъезде Балабухта. Золотое звено соединило все участки магистрали.
И сейчас, навстречу друг другу по БАМу с запада и востока двинулись два праздничных поезда. "Александр Бондарь" и "Иван Варшавский". Составы названы в честь ветеранов строительства магистрали. Именно их комсомольские бригады встретились тогда на золотой стыковке БАМа.
Теперь они стараются видеться хотя бы раз в год и вспоминают - как не скрывали слез, когда рельсы магистрали наконец-то сошлись. БАМ стал для них действительно - дорогой жизни.
Как правило, поселки и станции БАМа строили комсомольцы какого-то одного края, области или республики.
Тынду - город на севере Амурской области, который теперь считается столицей БАМа, строили москвичи. Это понятно даже по названиям районов и улиц. Например, здесь есть Красная Пресня, в нескольких минутах езды от неё - Сокольники.
По сей день Тында - это город железнодорожников. Крупнейшая станция магистрали. Основное население - строители БАМа, их дети и внуки. Правда, многим до сих пор еще приходится жить в тех самых бараках. Которые должны были стать временным жильем для бамовцев, а стали постоянным. Но сейчас идет расселение - в микрорайоне "Таежный" каждый день празднуют новоселье.
Сейчас БАМ выходит на новый этап развития - все готово к строительству второй ветки железнодорожной магистрали.
К юбилею БАМа в Тынде отреставрировали городской вокзал - один из самых необычных проектов в стране. По замыслу архитектора, здание напоминает птицу, расправившую крылья.