Уникальные фотографии представлены на выставке, посвященной началу Первой мировой
Насколько велики и непредсказуемы могут быть последствия вооруженных конфликтов, напоминает в эти дни выставка, открытая в Москве к столетию начала Первой мировой войны. Документальные свидетельства тех событий на пленке, в фотографиях и на холсте, сделаны теми, кто был на передовой.
История одного убийства, которое перевернуло мир, в нескольких фотографиях. На одной - у австро-венгерского престола пока есть наследник. Та, что сделана пару минут спустя, - на улицах Сараева задерживают подозреваемых. Ими окажутся сербские террористы. И Сербии объявят войну. За Австро-Венгрией в конфликт втянется весь мир, который ждал только повода. И войска отправятся на фронт, миллионы не вернутся обратно.
Музейное пространство, почти смыкаясь в круг, напоминает античный театр. По центру - зрительный зал, а экраны заменяют сцену. Параллель - не случайная. Предлагая на кадры хроники смотреть как на выдуманную пьесу, авторы экспозиции намекают на бессмысленность войны.
4 года, 38 стран и больше 20 миллионов погибших, половина из них - мирное население. История Первой мировой - на пленке и в фотографиях из архивов и музеев Франции, Италии, России. Выставка, которую задумали еще год назад, теперь приобрела новое звучание.
"Сегодня мы видим у ряда стран стремление к агрессии. К сожалению, не все помнят и не все понимают, насколько может быть хрупок мир, насколько велики и непредсказуемы последствия вооруженных конфликтов. Очень жаль, что этими вопросами не задаются те политики в Киеве, которые дали приказ о начале карательной операции", - сказал председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин.
Первая мировая война глазами участников. Профессии военного репортера не было тогда. Газеты и журналы объявляли конкурс, лучшие снимки публиковали. За фотоаппараты брались офицеры. Авторство таяло в истории, кадры оставались. Не постановочные - вовремя подмеченные. И разве могли эти двое представить, что спустя век кто-то будет смотреть, как смотрели на бомбу они, с интересом вертели в руках. Война двигала технический прогресс. Страны строили танки, собирали самолеты. И бой теперь вели не только на земле.
"Посмотрите на эти открытые маленькие "кораблики"! Они больше похожи на какие-то детские игрушки на детских площадках. Понимаете, что эти самолеты бомбили, как они бомбили и какая была точность попадания. После этого вся Европа лежала в руинах", - говорит директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова.
Привычный городской пейзаж закрашивали взрывы. Один прогремел совсем близко к собору Парижской Богоматери. Красная площадь в черном дыму - прямо здесь проводились военные учения. И каждый день на всех фронтах раненых тысячами выносили из окопов.
Добровольцами на войну уходили женщины - в "Красный крест". Имя одной зазвучит на весь мир. И даже не потому, что она - крестная дочка российского императора. Итальянская княгиня Анна Мария Боргезе порой тоже бралась за фотокамеру. И на войну появлялся другой, женский, взгляд, где в редкие минуты покоя едва заметны были улыбки на лицах.
Вообще Первая мировая порой, на мгновения, брала паузы. И где-то на фронте в канун нового года солдаты бросали оружие - играли в снежки.
Какие-то фотосвидетельства получались настолько достоверными, что вызывали эффект присутствия. Два одинаковых изображения, накладываясь друг на друга с помощью линзы, давали объем. 3D начала 20 века.
"Стереопары в этот момент, в начале века, были чрезвычайно популярны и в России, и во всем мире. У нас довольно большой раздел, мы можем увидеть каждую фотографию. Вот эти солдаты в окопах - кажется, что это снято сегодня, современное кино", - директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова.
О войне говорили художники, яркими карикатурами высмеивая противников. Краски блекли с каждым следующим годом войны, когда становилось ясно - до мира пока далеко. К моменту, когда Версальский договор был подписан, разные страны на снимках выходили очень похожими: с безоблачным небом и крестами в земле.