Участники проекта «Крылатая память Победы» реставрируют и «ставят на крыло» военные самолеты
Вторая Мировая война, которую в нашей стране назвали Великой Отечественной, до сих пор напоминает о себе братскими могилами, неразорвавшимися снарядами и находками, такими с которыми работают участники уникального проекта "Крылатая память Победы".
Реставраторы поставили на крыло уже полтора десятка самолётов, которые больше полувека пролежали в земле.
Истребитель МиГ-3 нашли в Тверской области глубоко в болоте. Сейчас сложно представить, как эту груду искореженного металла смогли снова превратить в самолет.
Собирали его по старым чертежам. Шесть лет кропотливой, буквально ювелирной работы новосибирских авиа-реставраторов. Это был перспективный высотный истребитель-перехватчик. Однако с началом войны стало понятно, что основные воздушные бои проходят на малых и средних высотах, где МиГ-3 не мог блеснуть маневренностью. Зато он компенсировал этот недостаток в сражениях над облаками.
Немцы знали о существовании МиГ-3. Германские испытатели составляли подробнейшие разведотчёты о каждой советской машине. Только о его характеристиках на предельных высотах они и не догадывались.
Сначала немецкие пилоты считали этот самолет посредственной машиной. И как дорого им пришлось заплатить за это! Те, кто вплотную сходился в бою с этим самолетом и оставался цел, рассказывали об "уникальной машине", прозвав её "тень смерти".
Во время реставрации сотрудникам авиа-мастерской удалось не только восстановить самолет, но и исторические события 70-летней давности. В октябре 1941 года группа МиГ-3 возвращалась с боевого задания: они сопровождали штурмовики Ил-2. Неожиданно навстречу вылетела шестерка немецких "мессеров". МиГ-3, которым управлял Иван Крапивко, получил сильные повреждения двигателя, и пилот был вынужден покинуть самолет.
"Это то, что осталось. Здесь есть следы, когда во время боя остались вмятины на этой спинке, которые защитили пилота", - рассказывает слесарь-сборщик Владимир Кузнецов.
Евгения Скопинцева, глядя на полет восстановленного МиГа, надеется, что когда-нибудь поставят на крыло Ил-2, боевой самолет ее отца. Сейчас штурмовик в процессе реставрации. Его подняли со дна озера Кривое, что в Мурманской области. Целой осталась кабина пилота и ещё несколько деталей корпуса. Реставраторы говорят, что работы здесь еще на долгие годы. А во время войны эти самолеты на заводах выпускали сотнями в месяц. Собирали их в основном женщины и дети.
Александре Тихоновне Заниной было всего 12 лет, когда она встала у станка, чтобы делать детали для штурмовика. Работать приходилось несколько смен подряд. Собирали Ил-2 практически вручную.
"Ее надо было обрезать, потом просверлить. Потом приклепывали. Даже целовали эту железку и передавали привет "Илюше", - вспоминает она.
"Илюша" - для своих, и "черная смерть" - для немецких летчиков. Уже позже Ил-2 получил еще одно прозвище - "летающий танк", за броню и живучесть в боях.
Летчик Скопинцев, по официальным данным, на этом самолете совершил 50 боевых вылетов, по неофициальным - в два раза больше. Среди поисковиков, которые нашли штурмовик - его сын Олег и дочь Евгения.
"Он их защитил, спас им жизнь. Весь израненный, весь исстрелянный. Он дотянул. Дотянул до земли. Спас летчиков. А потом через 70 лет сын поднимает самолет отца вместе со своими товарищами", - говорит она.
Скоро и этот самолет встанет в строй национальной коллекции "Крылатая память Победы". Летающих раритетов по всей России сегодня всего 15. Руководители патриотического проекта хотят на один день воссоединить эти боевые машины для воздушного парада уже в мирном небе.
"Небольшая эскадрилья, которая сейчас на крыле, я думаю, что мы сможем ее показать на 70-летие Победы в будущем году, 9 мая. Возможно, это будет в Крыму, над Севастополем", - говорит руководитель проекта "Крылатая память Победы" Борис Осетинский.