Уникальным самолетам времен Великой Отечественной войны вернули вторую жизнь
Им бы в небо даже 70 лет спустя. Участники уникального проекта "Крылатая память Победы" представили свои первые работы. Новая эскадрилья состоит из самолетов времен Великой Отечественной. Все эти машины больше полувека пролежали в земле, а теперь, благодаря стараниям реставраторов вновь встали на крыло.
Истребитель МиГ-3 нашли в Тверской области глубоко в болоте. Сейчас сложно поверить, как из груды обезображенного металла получился такой красавец.
Собирали его по старым чертежам. 6 лет кропотливой, буквально ювелирной работы новосибирских авиареставраторов. Это был многообещающий самолет. Однако с началом войны стало понятно, основные воздушные бои проходят на малых и средних высотах, на которых маневренность МиГ-3 резко ухудшалась.
Немцы знали о существовании МиГ-3. Германские испытатели составляли подробнейшие разведотчeты о каждой советской машине. Только о его характеристиках на предельных высотах они и не догадывались. И сначала немецкие пилоты считали этот самолет посредственной машиной. И как дорого им пришлось заплатить за это. Те, кто вплотную сходился в бою с этим самолетом и оставался цел, рассказывали об "уникальной машине", прозвав ее "тень смерти".
Во время реставрации сотрудникам авиамастерской удалось не только восстановить крылатую машину, но и исторические события 70-летней давности. В октябре 1941 года группа МиГ Третьих возвращалась с боевого задания: они сопровождали штурмовики Ил-2. Неожиданно навстречу вылетела шестерка немецких "мессеров". МиГ-3, которым управлял Иван Крапивко, получил сильные повреждения в двигателе, и пилот был вынужден покинуть самолет.
Евгения Скопинцева, глядя на полет отреставрированного МиГа, надеется, что когда-нибудь поставят на крыло и боевой самолет ее отца. Сейчас он только в процессе реставрации.
Штурмовик Ил-2 подняли со дна озера Кривое, что в Мурманской области. Целой осталась только кабина пилота и некоторые бортовые конструкции. Реставраторы говорят, что работы здесь еще на долгие годы.
Александра Тихоновна начала собирать боевые самолеты, когда ей только исполнилось 12 лет. Вспоминает, как днями и ночами работали на Самарском авиационном заводе - Ил-2 собирали практически вручную.
Илюша - для своих и "черная смерть" - для немецких летчиков. Штурмовик уже позже получил еще одно название - "летающий танк".
Летчик Скопинцев, по официальным данным, на своем самолете совершил 50 боевых вылетов, по неофициальным, - в два раза больше. Среди поисковиков, которые нашли крылатую машину, его сын Олег и дочь Евгения.
"Весь израненный, весь исстрелянный, он дотянул до земли. Спас летчиков. А потом через 70 лет сын поднимает самолет отца", - рассказывает Евгения Скопинцева.
Скоро и этот самолет встанет в строй национальной коллекции "Крылатая память Победы". Летающих раритетов по всей России сегодня всего 15. Руководители патриотического проекта хотят на один день воссоединить эти боевые машины для воздушного парада уже в мирном небе.
"Небольшая эскадрилья, которая сейчас на крыле, я думаю, что мы сможем ее показать на 70-летие Победы в будущем году 9 мая. Возможно, это будет в Крыму над Севастополем", - говорит руководитель проекта "Крылатая память Победы" Борис Осетинский.