Зону карательной операции на Юго-Востоке Украины пытаются покинуть всё больше женщин и детей
Покинуть зону боевых действий непросто. Никаких обещанных гуманитарных коридоров. Всё на свой страх и риск. Кто-то приезжает в Ростовскую область. С беженцами из украинского востока и юго-востока сегодня там собирается встретиться Генеральный секретарь ОБСЕ (накануне он был в Москве на переговорах с главой нашего МИД).
Молодые мамы, которые забрали детей и уехали подальше от войны. Все они улыбаются, поют и танцуют и скрывают слёзы от своих малышей, чтобы те поскорее забыли, почему им пришлось бежать.
Малышка и сама как солнце - светится от счастья. Лето на побережье Азовского моря, уверены психологи, она запишет в лучшие воспоминания детства. В оздоровительном лагере "Пионер" запрещено говорить с детьми о том, что они пережили у себя на Родине. Каждый из этих ребят рассказывает: приехал сюда отдохнуть на летние каникулы. По словам специалистов, им так проще: придумывая сказку, забывают реальность. С родителями все гораздо сложнее, точнее, с мамами. Они скрывают настоящие имена, плачут и прячут лица, боясь подставить под удар тех, кто остался на Украине.
"Сестра осталась там с родителями. Очень тяжело. Может это мы так все воспринимаем, потому что там осталось много детей наших, которые не могут выехать по разным причинам. Кто может - вывозит, но всех нереально вывезти", - говорит Анна из Луганска.
Они продолжают дозваниваться близким, пока их дети танцуют и поют. И музыка гремит вовсю, чтоб веселее было.
"По идее мы должны ее выключить, нам не до веселья. Там убивают наших родных. Но это дети, они не должны ничего знать, они должны жить в счастье, а мы потерпим!" - говорит Юлия.
Мама с сыном бежали из города, от названия которого обычно расплываются в улыбке, но не в этот раз. Город Счастье теперь тоже в расстрельном списке. Муж Ксении сделал все, чтобы его семья выехала за пределы Украины.
Ей месяца через полтора рожать. Девочка Глафира, видимо, появится в России. Но женщину не пугают проблемы, которые теперь ей придется решать самой - пугает неизвестность.
В оздоровительном лагере "Парус" для женщин с младенцами приготовили специальные корпуса: завезли туда коляски, манежи, пеленальные столы - в общем все, что может понадобиться малышам и их мамам.
Им хватает всего - и еды, и подгузников, и медикаментов. Впрочем, никакие удобства не смогут заменить им главного. Между собой эти женщины договорились - ни слова о доме! О детях, о погоде - о чем угодно, лишь бы не плакать.
Трехмесячный Аркаша здесь самый юный. А его мама - самая отчаянная - схватила ребенка, как только в Луганске начались обстрелы, и уехала, куда глаза глядят.
"Где там ночевать, стоять, лежать, сидеть??? Хотя бы мирное небо! Это был огромный плюс по сравнению с тем, что происходит там", - рассказывает Анна из Луганска.
Помимо психологов с людьми продолжают работать специалисты местного центра занятости. Теперь, когда ситуация на Украине по-прежнему остается неизменной, многие начали интересоваться свободными вакансиями. Однако предложить им пока могут только неквалифицированные рабочие специальности.
"В основной массе документов нет. У единиц только есть трудовые книжки и вообще хоть какие-то документы об образовании. Все остальные прибыли сюда только с паспортами", - рассказывает директор центра занятости Матвеево-Курганского района Марина Аксeнова.
Впрочем, многие согласны на любую работу, понимая, что как- то надо жить дальше. К тому же миграционная служба сообщила: все, кто пересек российскую границу в период боевых действий на Украине, теперь могут претендовать на официальный статус беженца. Нужно только подать заявление.