Очереди беженцев у отделений российской миграционной службы
Маленький Женя Езикян - один из тысяч беженцев, которые в эти дни покидают Украину. Люди бросают дома и имущество, чтобы прежде всего спасти детей. В России их встречают не только представители официальных структур. Жители приграничных регионов принимают украинцев в свои дома, несут продукты, собирают вещи первой необходимости.
Паспорт и небольшая сумка - всё, что удалось унести. На сборы у Марии Петровны не было времени. Одинокая пенсионерка плачет, вспоминая, как из родного дома, где прожила 40 лет, пришлось сбегать. Чтобы остаться в живых.
"Встанешь - боишься, ложишься - боишься. Мимо ходили танки, проезжали военная техника - страшно. У меня нет ничего абсолютно. Я две ночи ночевала на вокзале", - рассказывает Мария Ионина.
Таких вынужденных переселенцев у здания белгородской миграционной службы с каждым днём всё больше. С самого утра очередь, ежедневно приходят до сотни человек. Большинство - женщины и дети. Из Славянска, Луганска, Донбасса, Краматорска, где в разгаре карательная операция. Истории жителей похожи: бомбёжки, подвал, страх днём и ночью. Сперва прятались, потом поняли: чтобы не остаться там навсегда, нужно бежать.
Лидия Бекетова покинула страну с внуками Никой, Викторией и Кириллом. Их родители остались в осаждённом Славянске с группой ополченцев, уверяет бабушка.
"Страшно за внуков. Когда бомбят и рядом летают снаряды, страшно. Дети решили остаться, привезли внуков и оставили. А мы решили подальше держаться, хотя бы дети уцелеют", - говорит Лидия Бекетова.
Люди напуганы и растеряны, поэтому им не только помогают с документами. Миграционная служба на время стала и пунктом психологической помощи.
Сюда же приезжают горожане, которые устроили здесь центр координации волонтёров. Жители Белгорода привозят горячее питание, вещи первой необходимости. Многие, как Марина Шехватова, предлагают крышу над головой.
"Я с таким же человеком общаюсь в Воронеже и в Ростове. Просто дали телефон. И мне просто звонят. Кто едет - я встречаю, провожаю. Если негде спать, они ночуют два дня у меня дома, потом их отправляют, я новых принимаю. Я не представляю, как людей оставить, там бомбят, а им же надо как-то жить дальше!" - говорит Марина Шехватова.
Тех, кому некуда идти, расселяют в пансионатах, санаториях и общежитиях. Здесь пытаются создать условия, как дома. Но вот забыть кошмар, от которого сбежали, получается не сразу.
Новый дом семьи Бабенко - общежитие Белгородского индустриального техникума. Общее горе сплотило здесь несколько семей из Славянска. Сколько придётся провести во временном жилье, пока неизвестно. Звонки оставшимся на Украине родственникам не обнадёживают.
"Я сегодня звонила - опять бомбят, опять стреляют, окна не закрывают, потому что стёкла вылетают. У знакомых моих во дворе снарядом собаку разворотило большую. И каждое утро с дворов осколки собирают веником. И, конечно страшно, потому что все районы разбомбили уже. Если государство убивает свой собственный народ, то я считаю, возвращаться нет смыла. Меня же убьют!" - говорит Наталья Хорунжая.
На трагедию откликнулись в Белгородской, Брянской области, Ставропольском крае. В одной только Ростовской области, по данным МЧС, из-за наплыва беженцев даже ввели режим чрезвычайной ситуации и оборудовали 56 пунктов временного размещения, где люди наконец могут почувствовать себя в безопасности.
"Куда возвращаться? Мы звоним родным каждый день - выстрелы сплошные. План один - легализовать своё пребывание здесь. И думать, как дальше, искать работу, искать жильё", - говорят беженцы из Славянска Алексей и Светлана.
Возвращаться боятся и те, кто уехал в середине мая в Екатеринбург. Люди просят не показывать их лица - опасаются за судьбу родных на Украине. Туда, где раньше был их дом, дорога закрыта. Кого-то из близких уволили с работы, другим угрожали расправой.
На этом фоне странно звучат заявления Киева о беженцах. На официальном сайте Госпогранслужбы Украины указано, что на границе с Российской Федерацией ни один гражданин Украины не высказал желание получить статус беженца в России. Хотя сложно не заметить тысячи людей, сбежавших из Украины. Часть из них уже приняли и расселили. Многие только подают документы на получение статуса беженца.
Тем временем в социальных сетях появились группы с криком о помощи. Эти люди тоже находятся в зоне карательной операции, но не у всех есть возможность их покинуть. У кого-то просто нет транспорта или денег.
Для тех, кто хочет помочь, открыт специальный счёт "Российского Красного креста". Его реквизиты можно найти на сайте Первого канала. Собранные средства пойдут на адресную помощь беженцам и тем, кто остаётся в зоне карательной операции на востоке Украины.
А в Москве представители Луганского и Донецкого землячеств уже собрали примерно 100 миллионов рублей. Их перечислили россияне из разных уголков страны.
"Это просто был возглас души, люди просто шли, обычные люди, приносили кто сколько мог и первую форму отправили уже 6 мая. Сегодня эта деятельность разворачивается на более широком уровне, взаимодействие должно быть четким с Луганской и Донецкой областями, потому что деньги, конкретная помощь должна дойти до человека", - подчеркнул председатель фонда "Мы с тобой, Донбасс" Григорий Комаренко.
Но россияне готовы помочь не только деньгами: всё больше звонков с предложением даже трудоустройства. Неравнодушные люди понимают: переселенцев ждут непростые времена, и им так важно чувствовать, что здесь их никто не бросит.