Пилотам российских авиалиний на Украине не разрешают покидать самолеты
Российские авиакомпании начали менять маршруты некоторых рейсов, проходящих через воздушное пространство Украины. Причина - вопиющее нарушение международных авиационных норм и прав человека. Пограничники Украины не дали возможность российским летчикам выйти из самолета и отдохнуть перед следующим полетом. Они спали сидя, еще можно было лечь между рядами - и всё это под бдительным взглядом пограничников.
Перелет без права передышки. Рейс Москва-Донецк-Москва 12 марта для командира воздушного судна Антона Дулова стал одним из самых напряженных. Ничего не предвещало беды: летная погода, трезвые пассажиры, мягкая посадка - ее в украинском аэропорту совершить разрешили, но в страну пилота пустить отказались.
"Мне было отказано во въезде в Украину без объяснения причин. Как пояснил сотрудник погранслужбы, СБУ закрыло для меня въезд в Украину. Я в черном списке. По какому признаку составлен список, они сами не знают, и были удивлены", - сообщил командир воздушного судна авиакомпании "Аэрофлот" Антон Дулов.
По распоряжению командира, экипаж - у него не возникло трудностей перехода российско-украинской границы - отправился на отдых в гостиницу. Утром нужно было возвращаться в Москву. Сам пилот, пусть и не сразу, вернулся в самолет.
"По правилам, я должен был ждать вместе с пассажирами в таможенной зоне своего рейса. Я попросил ожидать хотя бы на самолете. Мне пошли навстречу и вместе с сотрудником погранслужбы я в самолете ждал рейса обратно в Москву", - рассказал Антон Дулов.
Расположиться пришлось в салоне самолета, в сидячем положении и в одежде. Сон командира в ту ночь охранял бдительный сотрудник украинской погранслужбы.
Ранее точно такой же случай с пилотами российской авиакомпании произошел в аэропорту Харькова. Там ступить на украинскую землю не разрешили Алексею Разумовскому, второму пилоту на московском рейсе. Командир и бортпроводники поддержали коллегу и отказались пересекать границу. Ночные часы до обратного вылета всему экипажу пришлось коротать в салоне аэробуса.
Притом, что по сложившейся международной практике пилотам не требуются даже визы, чтобы покинуть самолет, аэропорт и поехать отдыхать в гостиницу в любой стране мира, где бы они ни находились.
"Существует ID-карта, которая является пропуском во всех городах, во всех аэропортах мира! Экипаж никогда не задерживают, если он имеет такую индивидуальную карту. Все государства поддерживают эти правила, и все, что связано с документацией ИКАО, мы обязаны выполнять", - говорит Юрий Сытник, заслуженный пилот России.
Пилоты и авиаэксперты говорят: налицо нарушение основополагающих норм безопасности полетов, принятых международной организацией гражданской авиации - ИКАО.
"Ситуации, с которыми столкнулись пилоты, просто вопиющие, потому что летчики не смогли отдохнуть. Пилоты обязаны отдыхать - это норма, за которой ИКАО следит очень строго. Ведь это прямая угроза безопасности полетам", - говорит начальник Департамента по связям с общественностью ОАО "Аэрофлот" Андрей Согрин.
Проблемы в последнее время возникают не только у пилотов, но и у граждан России. На Украину не пускают тех, у кого нет обратного билета. Тот же "Аэрофлот" был вынужден за свой счет перевезти обратно в Россию 32 таких пассажира. Для разрешения конфликта руководство авиакомпании обратилось в Росавиацию и российский МИД. Если этого будет недостаточно, им придется просить помощи у международных авиационных властей.
Пока же некоторые авиакомпании России изменили привычные маршруты полетов в южном направлении. Пилоты стремятся избегать попадания в воздушное пространство Украины. В лаконичных объяснениях компаний говорится: "Это сделано для обеспечения безопасности авиапассажиров".