Муфтият в Чеченской республике защищает женщину, которая при разводе теряет детей
Защитить права женщины при разводе иногда сложнее, чем помирить врагов. Так говорят муфтии в Чеченской республике, которые помогают решать семейные конфликты. При этом самая страдающая сторона - дети, которых лишают общения с матерью. Мужские амбиции и детские травмы длиною в большую взрослую жизнь.
По просьбе Амины мы не показываем ее лицо и изменили голос. После развода, бывший муж не дает ей увидеться с тремя общими детьми. Бесчисленные звонки, уговоры родных и близких не дали результат.
"Я могу услышать только то, что дети счастливы и без меня, и что абсолютно не стоит за них переживать, что они абсолютно ни в чем не нуждаются, и их новая мама полностью им заменила меня", - рассказывает Амина.
Одна из немногих возможностей для разведенных женщин увидеться с ребенком - это тайно встречаться с ними в образовательных учреждениях. Директор детсада Анжела Эдильханова много лет назад и сама пережила развод и на себе испытала разлуку с детьми. Она уверена, что пока взрослые выясняют свои личные отношения, они даже не задумываются, какую психологическую травму наносят собственному ребенку.
"Некоторые дети, честно говоря, не могли сдержать своих слез. Мать, допустим, приносила какой-то подарок, они просто боялись взять это, потому что за этим следовало, возможно, наказание. Из них какие-то дети, чаще мальчики, более агрессивно себя вели, в какой-то степени чуть агрессивнее с воспитателями, скажем так, и с детьми, со своими сверстниками", - рассказывает заведующая детсадом Анжела Эдильханова.
Разведенным матерям вот уже больше десяти лет оказывает юридическую и психологическую помощь организация, которой руководит Липхан Базаева. По ее словам, развод для чеченской женщины - катастрофа. По местным традициям, детей чаще воспитывают отцы или их родственники.
"Женщина находится под двойным прессингом. Во-первых, муж и его родственники, которые категорически отказывают ей в общении с ребенком. Во-вторых, свои родственники, которые по менталитету точно такие же - раз вы развелись, ты приходишь к нам, в свой отчий дом, но ребенок должен оставаться там, в своем отчем доме", - разъясняет директор организации "Женщины за развитие" Липхан Базаева.
В суды мамы, как правило, не идут - со старой традицией мало кто спорит.
"Не обращаются в органы не потому, что не знают закона, потому что это, мне кажется, вопрос, опять-таки личный, у нас не одобряется вообще когда выносят эти споры на разрешение государственных органов. Всегда это было внутрисемейным вопросом, внутриобщинным, внутриродовым вопросом", - отмечает руководитель управления Федеральной службы судебных приставов по Чеченской республике Саидмагомед Сааев.
Эта проблема для Чеченской республики настолько острая, что при местном муфтияте даже заработала специальная комиссия. И духовенство, которое с помощью старейшин за последние годы уладило почти тысячу случаев кровной вражды, признается, что мирить разведенные пары намного сложнее.
Только здесь путем бесед и переговоров со сторонами на сегодняшний день уладили более трех тысяч семейных конфликтов. Но сколько еще таких матерей, не знает никто.
"Если женщина выходит замуж, все думают, что они не должны показывать им ребенка, наоборот, если она выходит замуж, если она совершает даже тяжкие грехи по исламу и даже в том случае, никто не имеет права не показывать детей матери", - отмечает заместитель муфтия Чеченской республики Хамзат Хирахматов.
В муфтият обращалась и Амина, бывшего мужа удалось убедить, что он не прав. Но спустя время свидания с детьми снова прекратились. Амина все же решилась обратиться в суд, который постановил, что один день в неделю дети могут находиться у нее. С тех пор прошло два года, но детей она так и не увидела. Больше всего она боится, что они ее просто забудут.