Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости onlineПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
16 января 2014, 21:02

Владимир Путин обсудил с учеными концепцию преподавания истории

Российские школьники уже в нынешнем учебном году начнут изучать историю на основе новой концепции. Таков - один из итогов встречи Владимира Путина с учёными, преподавателями и экспертами, которые участвуют в создании единого комплекса учебников. Президент подчеркнул: основой преподавания истории должны стать объективность и уважение к прошлому. При этом учителя будут иметь возможность излагать разные точки зрения на исторические события и факты. 

Его еще не написали, но он уже в истории как самый обсуждаемый учебник последних лет. Нельзя пролистать - можно представить теперь предельно точно: в лицах, датах и фактах. Чтобы выстроить все в одно целое, экспертная группа работала почти год. С учеными, преподавателями вузов, школьными учителями обсуждала концепцию, которая теперь ляжет в основу единого учебника истории. 

"Единые подходы к преподаванию истории совсем не означают казенные, официозное, идеологизированное единомыслие. Речь о другом – единой логике преподавания истории, понимания неразрывности и взаимосвязи всех этапов развития нашего государства и нашей государственности, о том, что самые драматические, неоднозначные события – это неотъемлемая часть нашего прошлого. И при всей разности оценок, мнений, мы должны относиться к ним с уважением, потому что это жизнь нашего народа, это жизнь наших предков. Отечественная история – основа нашей национальной идентичности, культурно-исторического кода", - подчеркнул Владимир Путин.

Создать новую концепцию Президент предложил в феврале прошлого года. На партах книга появится не раньше следующего. Конкурс в авторы объявят совсем скоро. А пока частично поменяют экзаменационные вопросы уже для ближайшего ЕГЭ. И к сентябрю из всех учебников оставят только те, что наиболее близки к утвержденной концепции.

Федеральный перечень учебников истории, рекомендованных для школ, - это больше 80 пособий. Получается сразу несколько солидных книжных полок. Изучить и прочитать даже за все годы учебы трудновато, да и надо ли? Единый учебник, как предполагается, будет компактнее и содержательнее. Возьмет лучшее из прошлых изданий и из свежих научных работ. В итоге получится серия книг, где для каждого класса свой том.

От разнообразия учебников сейчас страдают, кажется, и учителя, и школьники. Одни не знают, какому пособию верить больше, другие просто теряются в чрезмерном обилии трактовок. Расхождения не только в цифрах - в оценках. Тот случай, когда количество знаний совсем не переходит в качество. 

"Школьники - это люди, которые далеко не всегда имеют достаточного познавательного опыта, и поэтому, сталкиваясь с принципиально разными точками зрения на одни и те же события в разных учебниках, они могут просто потеряться и потерять в принципе интерес к учебному предмету", - считает учитель истории и обществознания гимназии № 9 г. Екатеринбурга Александр Кулагин.

Единый - не значит односторонний, содержание нового учебника предполагает версии. В конце параграфа будут прописаны и альтернативные трактовки самых спорных моментов нашей истории. Таких эксперты нашли больше 30, среди них, к примеру, и обе революции, и Великая Отечественная, и 90-е. Изменится не только наполнение, но и подача материала. Сухие факты почти оживут перед глазами, если историю больших событий показать через конкретных героев.

"Наша главная цель была молодому поколению привить чувство гордости за свою страну, уважение, но и понять на опыте истории меру ответственности каждого человека, каждого российского гражданина за всю историю страны, за ее прошлое, за ее настоящее и за ее будущее", - отметил директор Института всеобщей истории РАН  Александр Чубарьян.

"Я думаю, что вот то, чем мы сейчас закончили, является ключевым моментом всей нашей работы. Чтобы люди не только узнали о том, что было и ознакомились с объективными оценками, но поняли свою собственную, личную меру ответственности за страну, в которой живем", - подчеркнул Владимир Путин.

Школьная программа - это, конечно, не только выдающиеся соотечественники и ключевые события. Ребенок должен учиться мыслить и анализировать самостоятельно. И в этом ему тоже поможет новый учебник, в котором не будет заведомо искаженной подачи фактов, что встречается в существующих книгах.

"Я сейчас не говорю о принижении, сознательном принижении роли советского народа в борьбе с фашизмом, там более глубокие даже вещи, это просто какой-то идеологический мусор. И вот от этого нам нужно избавиться. Вот говорят о том, что в результате Второй мировой войны Восточная Европа погрузилась в оккупационный мрак сталинского режима. Ну, отчасти надо признать, что идеология там совдеповская функционировала и оказывала негативное влияние на развитие этих государств. Но мы говорим о последствиях. А если бы победил фашизм? Какие были бы последствия? Вообще некоторых народов бы не осталось как таковых. Их просто истребили бы. Вот и все", - сказал Владимир Путин.

Линейка единого учебника предполагает еще пособия для учителей - для углубленного изучения. Когда издания напечатают, первыми их прочитают педагоги на курсах повышения квалификации. К новой книге будут рекомендованы и дополнительные. Несмотря на все споры, согласно опросам, больше половины россиян за новый учебник по истории, концепцию для которого обсуждали вместе за круглыми столами по всей стране.

Сергей Нарышкин: "Мы полностью выбили почву под спекуляциями о том, что вот соберутся в тиши кабинета Ливанов, Мединский и группа товарищей и напишут какую-нибудь новую версию "Краткого курса ВКПБ" условно".

Владимир Путин: "Почему ВКПБ вы сказали шепотом? Вы сами боитесь, или боитесь, что мы испугаемся?"

Сергей Нарышкин: "Это образ, Владимир Владимирович. Но вообще я бы сказал, что концепция является таким неким даже общественным договором по восприятию обществом нашего прошлого, нашей истории".

Учебник по истории - только первый пункт новый концепции. Согласно ей, предлагается отредактировать учебники по зарубежной истории и литературе, чтобы художественные произведения воспринимались неразрывно от мирового исторического процесса.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей