Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
11 января 2014, 21:21

Необычные натурщицы работают в Академии художеств в Петербурге

Капризница - не просто лошадь, а лошадь-натурщица, и это видно сразу. То, как она поворачивает голову, будто специально позирует на камеру, или терпеливо наводит марафет - дает щетке пройтись от ушей до кончика хвоста. Лошадь на работу должна прийти чистой.

Капризница, или по-домашнему Чуня, самая опытная натурщица среди лошадей: в Академии с середины 90-х. Несколько нерешительных шагов перед павильоном - все-таки арабский темперамент дает о себе знать. И после заминки она заскакивает в мастерскую. Здесь с нее рисуют, лепят. Причем студенты придумывают разные постановки: то голову вверх, то вниз. То нужен профиль, то анфас. А главное - стоять надо неподвижно, ну, или почти.

"Если бы мы хотели лепить что-то закостенелое, мы бы тогда делали это с каких-нибудь гипсовых слепков. В этом весь и цимес: лошадь живая, постоянно двигается. Лепим ее в динамике", - отмечает студент-дипломник Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Аркадий Баиров.

Зачастую натурщикам надо позировать часами, а это очень сложно. Первые 20 минут Капризница вела себя как образцовая натурщица - чуть помотает головой, переступит с ноги на ногу, но через полчаса терпение иссякло - возможно, нервировала камера, а может незнакомый человек рядом. В любом случае, стало намного сложнее ее рисовать. В ход пошли морковка, яблоки и уговоры.

"Когда стоит человек позирует, он чуть-чуть подвинулся, но шея осталась все равно этим цилиндром как она и есть. А лошадь - малейшее движение и меняется все кардинально!" - рассказывает студент-дипломник Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Александра Борисенко.

Поэтому рисовать лошадей по памяти практически невозможно - надо досконально знать анатомию, пропорции. Так, глядя на портрет Ромы, сразу и не догадаешься, что в жизни он – пони, да еще числится при мастерской батальной живописи: название сохранилось с XIX века.

"Сегодня мы рисуем животных, конечно, по традиции, потому что тема лошади в истории баталий ушла, ее сменила техника, танки", - объясняет профессор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Владимир Загонек.

На полотнах нынешних студентов в основном портреты и постановки. Поэтому к лошадям-натурщикам есть художественные требования: во-первых, они должны быть разные - светлые и темные, высокие и низкие, округлые и худощавые. Например, кобылу Ласковую очень любят брать для деревенской тематики: проточина на лбу, округлые бока, густая грива - чем не героиня для картины Серова? А во-вторых, лошади должны иметь покладистый нрав и с пониманием относиться к творческой братии.

К чести Капризницы, свое имя она не оправдала: стояла в основном спокойно, попыток укусить или лягнуть не предпринимала. За часовую постановку удалось

Читайте также: