Данные из «черных ящиков» самолета, разбившегося в Казани, будут расшифрованы в течение суток
Уже завтра, 19 ноября, могут появиться первые данные расшифровки бортовых самописцев упавшего в Казани "Боинга". Об этом сообщил журналистам министр транспорта Максим Соколов. Вместе с тем, он подчеркнул, что для детального выяснения причин катастрофы потребуется много времени.
Ошибка пилотов, техническая неисправность самолёта, некачественное топливо, работа наземных служб?.. Пока не проанализированы все данные, и прежде всего, информация бортовых самописцев, эксперты ничего не исключают.
Последние секунды рейса "Москва-Казань" запечатлела видеокамера аэропорта Казани. "Боинг-737" камнем падает вниз и врезается в землю почти под прямым углом. По словам авиадиспетчера, лайнер заходил на посадку, когда пилот сообщил, что уходит на второй круг, и доложил о "непосадочной конфигурации". До катастрофы оставались считанные мгновения.
"Вопрос о не посадочном положении. В общем-то, он касается любого типа самолета и выражается в том, что на критической высоте пилот должен принять решение: или он садится, или же посадка безопасная невозможна", - считает Владимир Муратов, заслуженный лётчик России.
Критической высотой для принятия подобного решения специалисты считают высоту 60 метров. Как правило, в этот момент самолёт находится примерно в одном километре от взлётно-посадочной полосы. Если лайнер опустился ниже 60 метров, то двигатели могут уже не вытянуть его наверх.
Сергей Ковалёв, президент Федерального профсоюза авиадиспетчеров России, объясняет: "Если, как сообщается в СМИ, доклад экипажа о технических проблемах был за 500 метров до полосы, то это значит, что высота - 30 метров. Этого недостаточно для ухода на второй круг".
"Боинг" этой серии оснащён системой автопилотирования, то есть, может взлетать и садиться без участия человека, лётчики лишь контролируют процесс. Аэропорт Казани, недавно модернизированный к всемирной летней Универсиаде, отвечает всем современным требованиям и позволяет самолётам приземляться на автопилоте. Но, судя по всему, в последний момент экипажу пришлось взять управление на себя.
Лётчик-испытатель Константин Малинин предполагает, что причиной катастрофы могла стать техническая неисправность: " Похоже, что у него отказало навигационное оборудование. Он, видимо, в автомате заходил на посадку, и что-то там происходило с электрикой. А электрика первая выбивается по факту эксплуатации в разных климатических условиях".
Говоря о климатических условиях, Константин Малинин имеет в виду прошлое разбившегося самолёта. Лайнер находился в эксплуатации 23 года, летал во Франции, Бразилии, Болгарии, Румынии и Уганде. На него воздействовали то европейская зима, то африканская жара.
Александр Нерадько, глава Росавиации, уточняет: "Самолет налетал более 56 тысяч летных часов. Но это, я вас уверяю, обычная цифра для самолетов такого класса".
Впрочем, технические проблемы именно у этого "Боинга" случались и раньше. 12 лет назад самолет попал в серьезную аварию в Бразилии - подломилась стойка шасси, и лайнер жестко приземлился на один из двигателей, после чего долго ремонтировался. Да и последняя перед катастрофой посадка в Москве, по словам пассажиров, была непростой.
"На моменте приземления самолет достаточно сильно стало "колбасить", его трясло в разные стороны. Мне сложно сказать, были ли это погодные условия или были какие-то технические неполадки, но трясло настолько сильно, что я до белых костяшек вцепилась в поручни своего сидения. Когда наконец мы приземлились, с первого раза, достаточно взрослый опытный мужчина рядом со мной сказал, что я в своей жизни никогда так не приземлялся, было очень страшно", - рассказала одна из пассажирок предыдущего рейса злополучного "Боинга", летевшая на нем в Москву.
Но в обратный рейс лайнер вылетел в штатном режиме. Командир "Боинга" спокойно общается с авиадиспетчером. Пока всё идет, как обычно.
Максим Соколов, министр транспорта России, сообщил журналистам: "Самолет был годен к эксплуатации, имел соответствующий сертификат. По итогам работы МАК мы будем делать определенные выводы в части соответствующий компании, я имею в виду компанию "Татарстан", по ее дальнейшей работе".
Но сами пилоты говорят, что сертификат лётной годности не всегда заслуживает доверия, особенно если самолёт эксплуатировался в развивающейся стране. Приборы могут подкрутить, а документы - подделать.
Константин Малинин, лётчик-испытатель, приводит пример подобной ситуации: "Покупается самолет, определяется по предыдущим записям, сколько он налетал, какие формы выполнялись и так далее. И принимается решение, что он годен, на основании этих документов, достоверность которых не всегда можно проверить. Ему выдают сертификат летной годности, на нем летают".
"В Африке принцип такой: залил топливо, полетел, снова залил и снова полетел. Никакого сервисного обслуживания", - рассказывает летчик-испытатель Магомед Толбоев.
Что же касается квалификации экипажа, то в авиакомпании "Татарстан" утверждают: за штурвалом были опытные специалисты. Лётный стаж командира Рустема Салихова - 21 год. Правда, командиром судна он был всего девять месяцев, до этого летал вторым пилотом и штурманом.