Главной политической новостью недели стала смена в руководстве Роскосмоса
Слухи смене в руководстве Роскосмоса ходили давно. Еще до официальных заявлений неофициально покорителям космических глубин припоминали и падающие протоны, и авральные стыковки, и полное отсутствие прогресса в программах.
В результате генерал Остапенко сменил генерала Поповкина и будет наводить порядок в отрасли, которую сегодня смело можно назвать остатками былой славы имени Сергея Королева.
Отставку главы Роскосмоса Владимира Поповкина ждали и журналисты, и сотрудники отрасли. Серия громких катастроф, коррупционные скандалы. В этот четверг у "Роскосмоса" появился новый руководитель -Олег Остапенко. Генерал, посвятивший всю жизнь космическим войскам, замминистра обороны по науке. В прошом успешно руководил космодромом "Плесецк". Однако эксперты признают, что будь на месте Остапенко хоть сам Сергей Королев, и у него опустились бы руки, ведь отрасль в глубоком кризисе.
"После войны была первая легковая машина - "Победа". Это прекрасная машина, но сейчас уже на нее никто не сядет. Сейчас появились совсем другие машины, другие возможности", - отмечает Олег Бакланов, министр общего машиностроения СССР с 1983 по 1988 годы.
Олег Бакланов руководил космической отраслью в 80-е - золотой период. На его время пришлись запуски "Бурана", станции "Мир", ракеты "Зенит". Ему тяжело наблюдать, как сейчас наш космос удивляет планету громкими провалами.
С начала 2010 года - 5 аварий. Бывало, что ракета-носитель "Протон" отклонялась от курса, спутники выводились не на ту орбиту или вовсе падали в Тихий океан. Но то, что увидел весь мир в июле этого года, назвали позором космической державы. Проверенная ракета "Протон", разработанная еще в 60-е годы, развалилась на старте. Уничтожены спутники системы ГЛОНАСС, которые она везла на орбиту. Причем, оказалось, что груз (те самые спутники) даже не был застрахован.
"Скоро уже, наверное, Зимбабве будет делать собственные спутники, а Россия сама имеет спутниковую группировку в разы меньшую, чем большинство развитых и даже развивающихся стран мира", - считает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.
С 1992 года ни одной новой ракеты, ни одного конструкторского решения, которое бы удивило мир. Россия лишь заслужила статус мирового извозчика - доставляет на орбиту грузы - свои и чужие. Но теперь и тут репутация испорчена. Ответы на вопрос, почему так, можно найти в документах Счетной палаты.
"Двигатели, которые производятся "Энергомашем" по одной цене, поставляются российско-американской компании, как посреднику, и эта компания практически ничего не делая, продает это по цене вдвое больше, так сказать, американскому поставщику услуг", - объясняет аудитор Счетной палаты Александр Пискунов.
Ничего удивительного, что предприятие "Энергомаш" убыточно. Государство поддерживает его, но фактически косвенно субсидирует американскую космическую программу. Путаные схемы закупок - не редкость на заводах Роскосмоса. Но самая загадочная история связана с ракетой "Русь-М", которой пророчили стать лучшей отечественной разработкой.
"К сожалению, этот проект был закрыт Поповкиным. Мы проверяли эту тематику и убедились, что это было сделано без достаточных оснований, с нашей точки зрения. И Совет безопасности , и правительство были дезориентированы несколько относительно оснований прекращения в целом успешного этого проекта", - отметил Александр Пискунов.
Кому было выгодно потопить проект "Русь-М" - до сих пор не установили. Но теперь очевидно главное: нужно менять не только руководителя, но и всю систему. В эту среду проект реформы Роскосмоса представили на утверждение Президенту.
"То есть это даст нам возможность создать такую структуру, которая успешно могла бы работать и в рынке, и выполнять задачи в рамках гособоронзаказа?" - поинтересовался Владимир Путин.
"Та схема, которую мы предлагаем и которую вы тогда поддержали, она, собственно говоря, направлена именно на реализацию этих задач - сочетание гражданского и оборонного потенциала", - подчеркнул заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин.
Раньше сами заказывали, производили и сами же принимали работу. Теперь Роскосмосу оставят только разработку стратегии и приемку, а заводы-производители перейдут в "Объединенную ракетно-космическую корпорацию". В конце недели стало известно, что в качестве главы корпорации одобрена кандидатура нынешнего директора АвтоВАЗа Игоря Комарова. Именно ему удалось сдвинуть с мертвой точки модернизацию автомобильного завода, который, казалось, уже невозможно реформировать. Теперь он возглавит корпорацию, именно как эффективный менеджер.
"Очень важно, чтобы руководитель ОРКК собрал туда команду, которая способна проводить реформы. Ну, и наконец кадры. Тут надо что-то делать специальное", - считает космонавт-испытатель, исполнительный директор кластера космических технологий и телекоммуникаций фонда "Сколково" Сергей Жуков.
В Роскосмосе сейчас работают в основном пенсионеры или студенты. Талантливых и амбициозных конструкторов с каждым годом все меньше.
"Есть такие люди, конечно, их можно по пальцам перечесть, но эти люди попали в очень тяжелую ситуацию, их буквально выживают, выжимают из профессии. Юрий Урличич, которого оболгали, облили грязью, обвинили в воровстве и уволили", - рассказывает обозреватель газеты "Независимое военное обозрение" Виктор Мясников.
Создатель системы ГЛОНАСС, бывший генеральный конструктор "Российские космические системы" - это Юрий Урличич. Осенью прошлого года на пресс-конференции Владимира Поповкина говорилось о крупных хищениях РКС.
"Мы нашли там нецелевое использование 565 млн. рублей. Эти материалы уже в сентябре прошлого года были переданы в Министерство внутренних дел", - сообщил руководитель Федерального космического агентства Владимир Поповкин.
Юрий Урличич был с позором уволен. Однако спустя год - ни МВД, ни прокуратура доказательств вины генерального конструктора не нашли. Урличич ушел работать в бизнес, далекий от космоса. О скандале все просто забыли.
Реформа Роскосмоса должна решить кадровый голод, победить коррупцию и технологический брак. Но самое главное, это, конечно, не средства, а цель.
"А куда идти дальше, что дальше делать с российской космонавтикой? Продолжать затирать до дыр околоземное пространство? Попытаться повторить программу "Аполлон"? Отвезти российских космонавтов на Луну? Но это тоже скорее вперед в прошлое", - считает эксперт по космической политике, член-корреспондент Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского Юрий Караш.
В Китае великая космическая мечта - построить постоянную станцию на Луне, американцы заняты полетом на Марс. России же сейчас предстоит выработать космическую доктрину. Неизвестно, будет ли это совместная марсианская программа или полет за пределы солнечной системы. Быть может, Россия возьмется за самый актуальный проект - защиту Земли от астероидов. В любом случае новая амбициозная цель придаст импульс всей отрасли.