В Чеченской республике покоряет небо первая в истории гражданской авиации девушка-пилот
Чеченская девушка-пилот - явление не просто редкое, а уникальное. Ларине Евмурзаевой всего 21 год, она успешно закончила летное училище и уже управляет воздушным судном по маршруту Грозный - Москва.
К удивлению диспетчеров Ларина Евмурзаева уже привыкла. Ведь женщин-пилотов гражданской авиации не так уж и много, а среди чеченских девушек не было никогда.
Это ее четвертый полет по маршруту Грозный - Москва. Командир судна признается, что до сих пор в его кабине были только мужчины. Но отношение к Ларине на равных.
"Хорошая техника пилотирования, хорошие знания теоретические. Она даже может дать фору многим нашим пилотам. Очень много вопросов. Это хорошо. Чем больше вопросов, тем лучше", считает командир воздушного судна Анвар Кундетов.
В обычной одежде и платке, хрупкая - по ней не скажешь, что она управляет воздушным судном. Свободное время она проводит, как любая чеченская девушка в кругу семьи. Но в этом доме вместо "как дела?" спрашивают "как слетали?". Отец и двое братьев Ларины - тоже пилоты, их слово и стало решающим.
"Я не уговаривал. Я просто предложил. Она подумала. Поспрашивала у меня, а как, а что. Потом сказала, что согласна", - рассказывает брат Ларины Анзор Евмурзаев.
Для мамы Ларины такое решение не было неожиданностью, дома - что ни разговор, то буквально разбор полетов. И ей, учителю начальных классов, волей-неволей пришлось осваивать азы авиации. Поначалу дочь подумывала то о медицине, то о фотоделе, но поняла, что не ее, и сделала свой выбор.
"Не все были довольны. Мы в первое время даже скрывали это. Когда спрашивали, куда она поступила, мы молчали. Просто не все могли это понять, поэтому мы не афишировали это", - рассказывает Тамара Евмурзаева.
Впрочем, с непониманием Ларина столкнулась не только дома. В летное училище в Саратовской области вначале ее не хотели принимать, до нее там девушки никогда не учились. Но она успешно сдала экзамены. Лишь на следующий год в училище стали набирать уже не только юношей, тогда у Ларины и появились подруги. Помогали родные и двоюродные братья, которые были там же на старших курсах.
"Трудно было. Я не знала, что такое карбюратор. Я не знала, что такое генератор. Для чего это. Какой шурупчик, куда. Всему этому пришлось учиться. Пришлось носить карбюратор с собою домой, чтобы изучить его. Поняла, что справиться можно, выучиться этому можно наравне с парнями-пилотами", - говорит Ларина Евмурзаева.
С родными она видится и на работе - гражданский аэропорт в республике один. Отец Ларины - пилот с 45-летним стажем Хусейн - говорить категорически отказался, мол, не по-чеченски это, "расхваливать" на публику детей.
Засиживаться в кресле второго пилота Ларина не собирается. Ей нужно налетать хотя бы полторы тысячи часов на самолете Як-42, который она пилотирует в настоящее время, на это уйдет несколько лет, и, возможно, тогда она станет командиром воздушного судна.