Личность взорвавшего бомбу в дагестанском Хучни, будут устанавливать с помощью экспертизы ДНК
Об этом заявили в республиканском управлении Следственного комитета.
Накануне в результате подрыва бомбы мощностью в 70 тротила - два человека погибли. 12 были госпитализированы. Смертник на заминированной машине не успел въехать на территорию участка - иначе жертв могло быть гораздо больше. Предположительно, нападавший был родственником другого боевика, который сдался полиции летом, во время спецоперации.
Между тем, всё чаще сотрудникам правоохранительных органов удается мирным путем убедить участников подобных формирований сложить оружие и вернуться к мирной жизни. Подобный успех многие связывали с деятельностью секретаря совета безопасности Ингушетии Ахмеда Котиева. Иногда он сам вёл переговоры с родственниками бандитов. В итоге, стал личным врагом для самых одиозных боевиков.
Артур Долсаев действовал по заданию боевиков, которые подчиняются Доку Умарову. По данным Следственного Комитета, он несколько дней следил за секретарем совета безопасности Ингушетии Ахмедом Котиевым и дал сообщникам сигнал. После этого машину Котиева буквально изрешетили автоматными очередями.
Близкие до сих пор не могут поверить, что Ахмеда больше нет в живых. В последний раз в доме в родовом селе Инарки, он побывал за два дня до гибели.
"Сколько раз мы просили его ездить на бронированной машине, нанять охрану, он всегда отвечал, что это лишнее, что ему это не нужно и бояться нечего", - говорит брат Ахмеда Котиева Адам Котиев.
Профессиональная деятельность секретаря Совбеза для следствия сразу же стала главной версией причины убийства. Котиев возглавлял комиссию, которая занимается возвращением к мирной жизни членов бандподполья: выезжал в села, встречался с их женами и матерями, убеждая сложить оружие. К его словам прислушивались, его обещаниям и гарантиям верили.
80-летний Увайс Яндиев долго обивал пороги разных инстанций, чтобы ему помогли вернуть внука подавшегося, как здесь говорят "в лес". Призывы опомниться, преданные по инициативе комиссии республиканского Совбеза в эфире местного телевидения, дали результат. Молодому человеку удалось сбежать от бандитов, и он явился с повинной.
"Я всегда говорил, вернитесь, вернитесь, пусть даже вас будут судить! А что делать? Судить иначе, как за содеянное, не станут", - говорит Увайс Яндиев.
Кабинет Ахмеда Котиева пока все еще пуст и пока неизвестно, кто займет его место, но работу комиссия не прекратила. За 2,5 года, прошедших с момента ее создания, к мирной жизни удалось вернуть 47 членов бандподполья. Несколько дней назад сюда пришел и человек бывший в розыске 7 лет, который рассказывает: "Я не хотел сам участвовать, но я понял, если я с этими людьми связался, то назад дороги нет. Я очень рад, что я оказался вот здесь. Хотя бы один день, два дня хотя бы дома у себя побуду". Его обвиняют по двум статьям: Незаконный оборот оружия и участие в незаконных вооруженных формированиях. Но члены комиссии единогласно решили поручиться за этого парня, после того, как выяснилось, что более тяжких преступлений он не совершал. В похожее положение попадают чаще всего молодые люди, от 18 до 25 лет.
"Они описывали, что попали под какое-то заблуждение, какая-то романтика, какое-то ощущение вершения справедливости", - рассказывает помощник секретаря совета безопасности Ингушетии Ислам Дидигов.
Таких, кто возвратился домой и опять ушел "в лес", еще не было. Им помогают найти работу, возобновить учебу и лишь единицы осуждены и отбывают наказание.
"Здесь есть ряд моментов. Если человек уже совершил преступление, уголовно наказуемое, в этом случае он получает поблажку с учетом того, что явился с повинной - раз, дает чистосердечное показание - два, плюс момент оказания содействия следствию", - поясняет и.о.главы Ингушетии Юнус-Бек Евкуров.
Первый задержанный в связи с убийством секретаря совета безопасности Ахмеда Котиева уже дал признательные показания. Известны и его сообщники. В полиции уверены, что вскоре они тоже будут арестованы и в этом деле будет поставлена точка.