В Хабаровском крае по мере того, как уходит большая вода, постепенно приступают к ремонту домов
Тут главное - внимательно смотреть под ноги. Под водой скользкие доски и ямы, а в самом доме - провалившийся пол. Внутри все вверх дном. Это можно было бы принять за погром, если бы не тина на люстре и потолке и не мутная жижа на диванах, в книжном шкафу, гардеробе - всюду.
Это - долгая и невеселая дорога к дому Олега Наприенко. Вернуться сюда он смог лишь месяц спустя после начала наводнения, чтобы узнать о том, что определенного места жительства у него теперь нет.
Этот Дом Аскерхан Ингуршат купил накануне паводка для своей большой семьи. Когда вода стала прибывать, жену и 4 детей мужчина отвез в пункт временного размещения. Сегодня Аскерхан объяснит родным, что там придется задержаться. Долгожданное новоселье отмечать стало негде.
Здесь, в принципе, и невооруженным глазом видно, что подобные условия совершенно непригодны для проживания, но, чтобы официально признать такие дома аварийными, необходимы инспекция и решение специальных комиссий. Но они начнут свою работу только после того, как вода полностью уйдет отсюда. Случится это, судя по всему, еще очень не скоро.
Состояние полузатопленных домов сейчас оценивают специалисты коммунальных служб, чтобы пострадавшие смогли получить денежные компенсации за утраченное имущество.
"Описывается, насколько в дом вошла вода, описывается утраченное имущество, описывается сельзохпродукция, которая попала под затопление. На основе этих трех актов будут осуществляться перечисления", - разъясняет зампред комитета по управлению Южным округом администрации Хабаровска Евгений Колосов.
Даже у тех, чьи дома были на возвышенностях и до кого разлившийся Амур не добрался, проблем все равно выше крыши. Из затопленных нор в низинах и оврагах в дома и огороды побежали полчища мышей и крыс. Дезинфекторы встречают непрошенных гостей ядовитой приманкой - ее раскладывают в погребах, гаражах и сараях. Грызуны переносят различные опасные заболевания, например, бешенство или чуму. На днях зафиксирован первый случай заражения геморрагической лихорадкой с почечным синдромом. Пострадавшему достаточно было просто находиться в одном помещении с мышью-полевкой.
Эпидемиологи проводят дезинфекцию затопленных районов. Местами Хабаровск напоминает большую стройку. Многочисленные насыпи, дамбы и горы грунта еще долго будут напоминать о недавнем, почти военном, положении города.
Амур, как и жизнь хабаровчан, возвращается в свое привычное русло. Центральную набережную Хабаровска продолжают очищать и освобождать от остатков возведенной дамбы. Мешки с песком здесь уже больше не нужны.