Перед участниками клуба «Валдай» выступил Президент
В мире должно действовать не кулачное, а международное право. Таким мнением поделился сегодня Владимир Путин - с участниками дискуссионного клуба "Валдай".
В итоговый день форума Президент России там не только выступил с речью, но и принимает участие в обсуждениях главных тем, которые волнуют сейчас экспертов. В этом году перед ними была поставлена фундаментальная задача - попытаться найти национальную идею для самой большой в мире страны. Но речь зашла не только о внутрироссийских делах.
Традиционно ежегодные заседания Валдайского клуба завершаются встречей влиятельных международных экспертов с российским лидером. В этом году дискуссия с участием Владимира Путина получилась как никогда обширной. На юбилейное, десятое заседание собрались свыше 200 политологов, экономистов, общественных и духовных лидеров из десятков стран. Все они надеялись услышать мнение Президента по самым злободневным проблемам. Тема этого года - межнациональные, межрелигиозные, культурные противоречия в современном мире. Перед участниками клуба стояла задача попытаться сформулировать новую национальную идею для России. Глава государства во вступительном слове подчеркнул: сегодня это важнейшая задача для страны.
"Сегодня Россия испытывает не только объективное давление глобализации на свою национальную идентичность, но и последствия национальных катастроф XX века, когда мы дважды пережили распад нашей государственности. В результате получили сокрушительный удар по культурному и духовному коду нации, столкнулись с разрывом традиций и единства истории, с деморализацией общества, с дефицитом взаимного доверия и ответственности. Именно в этом корни многих проблем, с которыми мы сталкиваемся", - сказал Президент.
По словам Владимира Путина, национальную идентичность необходимо формировать самостоятельно и ждать помощи со стороны нельзя. Тем более нельзя механически копировать и насаждать чужие взгляды. Особенно, по мнению Президента это касается попыток принести в Россию современные западные ценности, которые зачастую несут в себе отказ от традиционных, вековых основ существования всего общества.
"Мы видим, как многие евроатлантические страны фактически пошли по пути отказа от своих корней, в том числе, и от христианских ценностей, составляющих основы западной цивилизации. Отрицаются нравственные начала и любая традиционная идентичность, национальная, культурная, религиозная или даже половая. Проводится политика, ставящая на один уровень многодетную семью и однополое партнёрство, веру в Бога или веру в сатану. Эксцессы политкорректности доходят до того, что всерьёз говорится о регистрации партий, ставящих своей целью пропаганду педофилии. Люди во многих европейских странах стыдятся и боятся говорить о своей религиозной принадлежности, праздники отменяют даже. Убеждён, это прямой путь к деградации и примитивизации, глубокому демографическому и нравственному кризису. Что ещё больше может быть свидетельством морального кризиса человеческого социума как не утрата способности к самовоспроизводству? Сегодня практически все развитые страны не могут воспроизводить себя", - сказал Владимир Путин.
Впрочем, в кулуарах валдайского клуба говорили не только о проблемах глобализации в современном мире. Активно обсуждали ситуацию в Сирии. Российские мирные инициативы, недавно высказанная главой государства позиция во влиятельной американской газете "Нью-Йорк Таймс" - все это вызвало горячий интерес. И буквально первый вопрос, который был задан Владимиру Путину - кто на самом деле написал нашумевшую статью.
"Идея пришла мне в голову совершенно случайно. Я посмотрел, что президент Обама перевёл дискуссию о возможности нанесения ударов по Сирии в Конгресс и Сенат, влёгкую последил, как идёт эта дискуссия. Мне захотелось донести до тех людей, которые должны будут сформулировать своё мнение по этой проблеме, нашу позицию, свою позицию, разъяснить её, потому что, к сожалению, в СМИ очень часто подаётся однобоко та или иная проблема, или вообще что-то замалчивается. Поэтому это была моя идея, я позвонил одному из моих помощников, сказал, что я бы хотел опубликовать статью в одной из американских газет, всё равно, в какой, но в одной из ведущих, чтобы она дошла до потребителя этой информации, продиктовал то, что я хотел бы там увидеть. Там же нет ничего такого, чего бы я не говорил раньше публично в разных мечтах, я так или иначе обо всём этом говорил. Но просто я всё это продиктовал, когда коллеги набросали, посмотрел, не всё мне понравилось, я кое-что переписал, кое-что добавил, опять им отдал, они поработали ещё, опять мне прислали, я опять поправил и хотел уже публиковать. Мы договорились через наших партнёров, что это будет "Нью-Йорк Таймс", предупредили, договорились с этим уважаемым изданием, что статья будет опубликована без купюр, если это не устраивает, то мы разместим статью в другой газете. Надо отдать должное руководству "Нью-Йорк Таймс", они полностью исполнили наши договорённости, напечатали всё как есть. Причём они даже ушли от обычных своих требований по количеству знаков и слов в статье, там было чуть больше. Собрались уже отдать её, но потом один из моих помощников сказал: президент Обама собирается завтра выступать публично с обращением к нации, вдруг он объявит о том, что никаких ударов не будет, лучше подождать. Я сказал: хорошо, подождали. На следующий день утром я собрался на работу, мне принесли выступление Обамы, я когда начал читать, понял, что принципиально ничего не изменилось, отложил, не дочитал даже, потом подумал, что надо всё-таки до конца досмотреть, и когда я дочитал до конца, мне стало ясно, что того, что есть в статье, недостаточно. Как вы понимаете, речь шла об исключительности американской нации. Я тогда взял эту статью и прямо тут же от руки дописал последний абзац. Отдал коллегам, они переслали в "Нью-Йорк Таймс", вот и вся работа", - рассказал Президент.
Встреча Владимира Путина с участниками клуба только началась, и как ожидается, на ней еще прозвучат немало острых вопросов российскому лидеру и ожидаем новых заявлений.