Совет Госдумы хочет вернуть проект закона о реформе Академии наук ко второму чтению
Госдума возвращается к обсуждению законопроекта о реформе Российской академии наук. Завтра в повестке - третье чтение, но сегодня Совет нижней палаты принял решение: проголосовать по вопросу о возврате документа ко второму чтению для принятия поправок. В первоначальной редакции проект закона вызвал много споров по поводу новой структуры РАН и вопроса управления её имуществом.
Учёных предполагается освободить от несвойственной им хозяйственной деятельности. Проведённые в последнее время Генпрокуратурой ревизии выявили целый ряд нарушений, когда из-за отсутствия должного контроля, к примеру, земли Академии использовались не по назначению.
Комната в служебной коммуналке, говорит жена кандидата наук, еще неплохо. Некоторые и в общаге живут. Под раковиной ведро, под счетчиком воды – стакан, здесь семья и ждет прибавления. Ольга на восьмом месяце. А могли бы жить, например, на Косыгина, дом 2 - прямо напротив Академии наук. Хотя квартира тут ученым вряд ли по карману.
"Сейчас в продаже имеется квартира 110 квадратных метров. Самая дешевая стоит 55 миллионов рублей, это примерно 1 миллион 700 тысяч долларов", - говорит риелтор Наталья Широкова.
А ведь дом построен на академической земле, и по контракту часть квартир должны были достаться ученым, но не достались. В Счетной палате говорят: схема такой элитной застройки несложная.
"Тот или иной институт или академия участвует земельным участком, и она должна получить 50% квартир после того, как объект будет введен в эксплуатацию, потом вносятся изменения в договор. 60% на 40%, а иногда мы по некоторым институтам видим и 95% на 5%. Потом возникает вопрос, куда даже эти 5% квартир уходит, как они распределяются", - говорит аудитор Счетной палаты РФ Сергей Агапцов.
И таких домов немало. Вот жилой комплекс "Монолит", на улице Косыгина, 19. Построен на земле Института геохимии. Квартиры от трех миллионов долларов. Местные жители говорят - круче просто не бывает.
Уважаемые люди живут и в доме 13 на той же улице. Здесь несколько корпусов, а на сайте застройщика можно заглянуть внутрь - выглядит вполне достойно даже для лауреата Нобелевской премии. Комплекс построили на территории Института биохимической физики. А перед этим снесли детский сад Академии наук, несмотря на протесты местных жителей.
"Нас тоже все время обманывали, говорили: там будет детский сад. Ну, мы предполагали, что если элитный дом, то такой там и детский сад будет. Ничего подобного. В проекте был, а когда дом появился, никаких детских садов, ничего", - говорит председатель общественного объединения "Гагаринское" Виталий Богданов.
Теперь планам застройки мешает академическая больница на улице Фотиевой. Видимо, поэтому там никого не лечат, а здание потихоньку приходит в упадок. А на Щукинской, на земле Института медико-биологических проблем вовсю идет стройка жилого дома с подземной автостоянкой - тоже, видимо, для ученых. Видные представители научной среды, наверное, живут и в поселке Сосновка-2 в Крылатском. По крайней мере, участок принадлежит Академии наук. А сколько еще у Академии земли и всевозможной собственности, о которой вообще ничего неизвестно, даже в Счетной палате сказать не берутся. Проверок было уже несколько, а нарушения из года в год одни и те же.
"Если в целом посмотреть по Большой Академии, то более 60% имущества не зарегистрировано на сегодняшний день, а сами понимаете, что влечет нерегистрация имущества, это его и выбытие, и использование не по целевому назначению, ну, и, если имущество сдается в аренду, то мы видим, что доходы полностью не поступают в казну Российской Федерации", - отмечает Сергей Агапцов.
А если не в казну, значит кому-то в карман. И куда не посмотри - взгляду есть за что зацепиться. В подмосковных Снегирях когда-то было научно-экспериментальное хозяйство, которое занималось гибридизацией крупного рогатого скота с заморскими зебу. Теперь гибридные стада потеснила коттеджная застройка, и вот еще новый микрорайон, а про зебу помнят только старожилы.
Давно уже известный науке зверь под названием зебу теперь в наших широтах не встречается. Да что там зебу, когда целые корпуса институтов куда-то пропадают.
"Есть моменты, связанные с непонятным выводом федерального имущества. Сначала нет регистрации, нет документов, и потом как такового нет объекта, такие примеры мы встречали в ряде проверок по различным академическим институтам", - говорит Сергей Агапцов.
Счетная палата начала отдельную проверку физического института Академии наук, возглавляет который академик Геннадий Месяц.
В Троицке разрабатывают компоненты системы ГЛОНАСС, так что за колючую проволоку далеко не заглянешь, хотя коттеджи на территории видно. В прессу, впрочем, просочилась информация, что аудиторы ищут два с лишним миллиарда рублей, которые выделили на ремонт 10-го корпуса филиала института в Москве. Правда, даже в будний день особого трудового энтузиазма не заметно. Масштабная реформа РАН, впрочем, подразумевает полную ревизию академического хозяйства по всей стране. И многим, похоже, в этом случае есть, что терять.
Наука отдельно, земля и другая недвижимость - тоже отдельно. Именно вокруг этой части реформы Академии наук и разгорелись самые ожесточенные споры. И, в общем, вполне понятно почему. Непонятно только, стоит ли считать, скажем, строительство элитных жилых домов серьезным научным достижением, пусть даже очень дорогих домов.