За сотрудниками крупных фирм служба безопасности устраивает слежку в Интернете
Каждый шестой россиянин, судя по опросам, готов терпеть на работе все, включая унижения. При этом 40% униженных и оскорбленных свои обиды выплескивают в социальные сети, ожидая сочувствия. Но, как говорят сотрудники кадровых агентств, все, что написано пером, точнее набито на клавиатуре, навеки не вырубить из Интернета.
А почти 90% корпораций негласно наблюдают за сетевой жизнью своих сотрудников, отмечая, кто, что и с кем делал или обсуждал, на всякий случай.
Теперь знакомая по голливудским блокбастерам фраза "все, сказанное вами, может быть использовано против вас" - реалия жизни тех, кто решил поселиться в соцсетях.
Теперь она известна всему городу, как скандальная преподавательница стриппластики. Учительница пения осталась в прошлом.
Пять лет Юлия Маколкина успешно трудилась на двух работах - в самарской детской школе искусств и в собственной студии, пока не выложила в сеть этот ролик ради рекламы. Что и говорить, заявить о себе удалось даже громче, чем хотела.
"Выложить или не выложить - такого гамлетовского вопроса не стояло. Если бы моя начальница не залезла на мою страничку и сама не поинтересовалась всеми сторонами моей жизни, не было бы такого резонанса", - считает Юлия Маколкина.
В школе все свои стороны жизни Юлия, конечно же, не афишировала, а вот сети почему-то доверила и очень удивилась, когда узнала, что директор тоже умеет пользоваться компьютером.
"Приват-танец одной из наших преподавательниц вызвал массу негатива лично у меня как у директора детского учреждения, как у матери, как у человека, который не приемлет такое", - говорит директор детской школы искусств Фаина Городецкая.
Число увольнений, причиной которых становится излишняя откровенность на просторах Интернета, стремительно растет. По всему миру, во всех сферах деятельности. Несколько строчек в соцсети стоили британцу Кэмерону Рейли поста охранника Букенгемского дворца. Ведь он поднял смартфон на ее королевское высочество Кейт Миддлтон: "Она и Уильям проехали мимо меня в пятницу. Она смотрела в противоположную сторону - меня как будто окатило волной презрения. Глупая корова! Я недостаточно хорош для них!"
Умение держать себя в руках, или хотя бы руки подальше от клавиатуры, становится неотъемлемым критерием профессионализма. Одна авиакомпания уволила сразу 13 стюардесс, обсуждавших в Интернете условия своей работы. Девушки были уверены: критиковать можно кого и что угодно на своей, личной территории. Оказалось, в сети такого понятия не существует.
Следить за нами все проще. Почти у каждого из нас есть устройства, помогающие нам самим рассказывать о себе все, что кто-то порой хочет знать. Наши мысли, адреса мест, которые мы посещаем, фотографии людей, с кем проводим время - информация, которую еще 10 лет назад самые могущественные спецслужбы собирали месяцы, а то и годы, становится доступной любому интернет-пользователю. А мы и не догадываемся, что в один прекрасный момент, все что мы выложили может быть использовано против нас.
В России в соцсетях уже и судебные приставы не только разыскивают неплательщиков, но и договариваются с ними о свидании, а каждый второй работодатель черпает информацию о будущем сотруднике из Интернета.
"Я мегапухлый чел, например, с улыбкой. Как может написать такое человек, который метит на должность руководителя какого-то большого департамента?" - говорит генеральный директор фирмы Владимир Бакутеев.
В электронный шпионаж можно играть вдвоем - почитать отзывы о том, кто зовет на работу, узнать об атмосфере в коллективе, часто ли задерживают зарплату. Но потом у начальства козырей будет больше. Даже самые незаметные камеры - уже пройденная ступень прогресса. Сегодня многие фирмы могут себе позволить программы для прослушивания служебных телефонов, просмотра всех текстов, которые вводят с рабочих компьютеров.
"5 лет назад подобная система стоила минимум 5 тысяч долларов. Сейчас мы продаем ее меньше, чем за тысячу. Абонентская плата смешная: за каждого сотрудника, за кем надо установить слежку, нам платят от 10 до 40 долларов в год", - рассказывает директор по коммуникациям компании, производящей оборудование и программы для слежки Тодд Моррис.
В этой американской компании, которая вполне легально продает все, что нужно для слежки, открыто шпионят и за своими сотрудниками. В их контрактах есть соответствующий пункт-предупреждение.
Похожую программу создали тюменских разработчиков. Она реагирует на нажатие любой клавиши на телефоне, касание компьютерной мыши. Перехватывает информацию, переводит в текст, и тут же отправляет куда следует. В роли большого брата может быть как ваш директор, так и сотрудник службы безопасности.
"Если говорить о проектных бюро или каких-то исследовательских институах, там пытаются следить не только за тем, куда уходит информация, но и за тем, чем занимается сотрудник, потому что зачастую есть сроки выполнения", - объясняет ведущий программист компании, производящей оборудование и программы для слежки Николай Гаврилов.
В Соединенных Штатах против шпионажа на работе правозащитники собрали миллионы подписей, но пока никакого результата. А вот в Германии в 2010-м работодателям запретили не только проверять почту сотрудников, но и собирать информацию о претендентах на вакантную должность в соцсетях. По российским законам ни то ни другое нарушением не является.
"В социальных сетях должно быть ровно столько, сколько вы готовы рассказать любому прохожему на улице. И вообще, личные вещи надо рассказывать на ухо своей маме или своему супругу", - уверен адвокат Янис Юкша.
Тем же, кто все-таки вывернулся на изнанку на всеобщий просмотр, иной раз справиться с последствиями не поможет даже самый квалифицированный адвокат. Личная жизнь все еще неприкосновенная ценность, но мест для ее хранения все меньше. Можно попробовать в тайге, не забыв перед этим сжечь свой компьютер и телефон.