В школьных классах решают межнациональные задачки и отвечают на межэтнические вопросы
Большая перемена - Россия стала страной мигрантов, это данные отчета ООН, опубликованного на этой неделе. По количеству переселившихся иностранцев страна заняла второе место в мире - 11 миллионов, больше только в Америке.
Судя по опросам, каждый второй россиянин уверен, что миграционные законы страны слишком мягкие и не учитывают новых реалий. Острее всего переселение народов ощутили крупные города.
Оказалось, что у государства, еще недавно гордившегося своей многонациональностью и слагавшего песни про 15 республик - 15 сестер, нет рецептов, как жить вместе в новом мире даже с теми, кого судьба привела в среднюю полосу из соседних, российских же, республик.
Возле стен школы родители не стесняются в выражениях. Толпы первоклашек неславянской внешности пугают. Приток детей разных национальностей начался 7 лет назад, а сегодня во многих школах коренные - уже в меньшинстве. Предлагают с виду простые, радикальные методы. Хотя понятно, что если отделить детей в школе, значит придется строить барьеры и на улице.
Сына Тамары Баранюк в школе хотели избить дети из Средней Азии. Над дочерью Алексея Болина наоборот издевались русские школьники. Ее фотографировали для социальных сетей, на коленях, только потому, что она принадлежит к энкам - коренному народу Севера.
"Один из них начал выкрикивать фашистские лозунги, вскидывать руку, как это принято у нацистов. Вывели ее за территорию школы, за забор возле помойки, повалили на снег, стали душить", - рассказывает отец пострадавшей Алексей Болин.
Разборки на национальной почве в классах - теперь не редкость. Вместе с редактором нашей программы, Евгением Маруськиным, мы обзвонили несколько десятков московских школ, чтобы поговорить на эту тему. "А у нас нет межнациональных конфликтов в школе. Мы все живем дружно", - отвечали в школах.
"Школа так устроена, что она старается не выносить сор из избы, это естественно. Но национальные вопросы возникают в любой школе. И если в классе, например, как у меня, 26% приезжих детей, то возникают конфликты", - говорит Светлана Шамаева.
Учитель русского языка Светлана Шамаева попыталась сама решить национальный конфликт в классе, как умела. Одна из учениц записала монолог учителя на диктофон.
"Вы собираетесь стаями. Показываете, демонстрируя всем, что вы - сила. А не боитесь, что мы соберемся и тоже покажем, что мы - сила. Почему решили, что здесь можно вести себя так, как вы бы у себя в "махарях", в аулах, там, еще где-нибудь не повели бы. Это земля, которая отвоевана моими родственниками. И тысячи таких же простых русских солдат. Я имею право диктовать здесь свои условия", - заявила учительница.
Правнучка азербайджанца Паши Кадымова, награжденного за Сталинградскую битву, сегодня учится в московской школе. Ее, как и некоторых других учеников, оскорбил такой "урок дружбы". Светлану Шамаеву сначала уволили из школы, но потом по суду восстановили на рабочем месте, и многие ученики пришли ее поздравить.
"В "Вестнике образования" я прочитала такую фразу: "Нужно обладать навыками преподавания русского языка как иностранного". Ломать учителя и подстраивать его под мигранта - это невозможно!" - считает учитель русского языка и литературы Светлана Шамаева.
История Светланы Шамаевой для сообщества педагогов стала поводом задуматься, насколько готовы сегодня учителя к новой ситуации в стране и могут ли работать с детьми разных национальностей.
"Каждый учитель должен иметь навыки, квалификации для разрешения этих конфликтов. Сейчас их никто не готовит. Ни в рамках высшего образования, ни в рамках конкретных курсов", - отмечает директор Института политики, права и социального развития МГГУ имени Шолохова Владимир Шаповалов.
В университете имени Шолохова, который готовит педагогов для всей страны, идет тренинг на тему межэтнических конфликтов. Студентов учат решать психологические задачки. Но одно дело - родная аудитория. Совсем другое - класс с агрессивными старшеклассниками. Педагогу Сергею Тетерскому мы показываем один из роликов, когда кавказский подросток достает на уроке пистолет.
"Очень непрофессионально - учитель не видит, что происходит на заднем ряду. Если она сейчас вызовет милицию или обратится к директору - значит она распишется в собственной слабости. Здесь речь о кавказцах, которые очень уважительно относятся к тому, кто старше родом. Я бы поговорил с диаспорами, которые могут помочь", - комментирует ситуацию заведующий психолого-педагогической кафедрой МГГУ имени Шолохова Сергей Тетерский.
Как выйти из такой ситуации, даже завкафедрой педагогической психологии не может сходу ответить. Такие тренинги - это пока не учебная программа, а скорее эксперимент, по результатам которого университет откроет курсы для школьных учителей в Москве и регионах.
Школы № 50 в Екатеринбурге - одна из редких школ в России, где не боятся открыто говорить на больную тему. Директор признается, что еще пару лет назад родители опасались отдавать сюда русских детей. Учителя это восприняли как профессиональный вызов. Школьную программу применяют к каждому ученику по-своему. Здесь решили не создавать отдельных коррекционных классов для приезжих, как часто делают в других школах.
"Тогда они лучше адаптируются, лучше осваивают разговорный язык, принимают нашу культуру. У нас в классе 4 отличника, причем одна девочка-отличница из Дагестана к нам приехала", - рассказывает учитель русского языка и литературы Елена Ильина.
В таких интернациональных классах русские школьники тоже учатся уважать чужую культуру и вообще жить в многонациональной стране. К старшим классам - эти дети могут сравняться в знаниях. Учителя же расстраиваются, когда родители возвращают девочек на родину в Среднюю Азию после восьмого класса, потому что по традиции пора выдавать замуж.