Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
11 сентября 2013, 18:31

Банковская карта есть в бумажнике почти 60% россиян

Такие данные опроса привели специалисты "Левада-Центра".

В основном пластиком владеют жители крупных городов, большинство - с высшим образованием и стабильным доходом. Но к сожалению ещё далеко не все знают правила безопасного использования банковских карт.

Этим пользуются многочисленные мошенники, которые придумывают всё новые способа воровства денег.

Лариса не хочет показывать лицо, неудобно: ее, взрослого человека обвели вокруг пальца аферисты. Все началось с sms-сообщения, присланного якобы от имени ее банка. Мол, проблемы с вашей картой, перезвоните. И номер мобильного телефона. Голос на том конце провода успокоил: сейчас всё исправим, но вы должны нам помочь.

"Был сбой в системе, сказали, какое-то большое количество карт, которые заблокированы, что они ведут большую работу по разблокировке, мне надо обязательно срочно этим заняться. Я пошла к банкомату", - рассказывает пострадавшая Лариса.

Вставив карточку в банкомат, Лариса точно выполнила все инструкции, продиктованные по телефону. И тут же увидела, как с карточки пропала приличная сумма.

"Я говорю: так у меня же деньги уходят, снимаются с карты! Он говорит: "Так и надо, когда все уйдет, я наберу код, и все восстановится", - говорит она.

Ничего не восстановилось. И код, и сам технический сбой был лишь выдумкой мошенников, маскирующий простую операцию по переводу средств с карточки на чужой счёт. Этот перевод Лариса совершила собственными руками.

Технология мошенничества проста, если не сказать - примитивна. Она рассчитана на то, что владелец карточки будет беспрекословно выполнять то, что им диктуют, в надежде спасти собственные деньги. И действительно: даже тогда, когда вроде бы нужно задуматься - например, о том, зачем для разблокировки карты заходить в раздел "платежи и переводы", - люди чаще всего просто выполняют инструкции, не задавая лишних вопросов.

"Когда человек попадает в стрессовую ситуацию, ему очень важно знать, что дальше делать, какой будет его следующий шаг. Тогда у него есть ощущение, что он справляется с ситуацией. И что делают мошенники: вводят человека в стресс и потом дают ему четкие указания - что он должен делать", - говорит психолог Елена Суслова.

Есть ролик, который широко разошелся по интернету. Жертва мошенников оказалась им не по зубам. Молодой человек записал весь свой разговор с телефонными аферистами и выложил его в сеть.

"Никогда не говорите номер своей карты. Никогда не говорите остаток на своей карте. Никогда не говорите о вашем кредитном или дебетовом лимите. Все очень просто: когда вы обращаетесь в банк, вы знаете куда обращаетесь, когда вам звонят - вы не знаете, кто вам звонит", - предупреждает руководитель главного управления систем рисков и безопасности коммерческого банка Салават Исмагилов.

На обороте каждой банковской карты есть телефонный номер. Он и только он предназначен для решения любых проблем, возникших между банком и держателем карты. Еще надежнее придти в офис банка самому. Именно так поступила Наталья Тулякова, когда ей сообщили - якобы из службы клиентской поддержки - о списании с карточки всех денег, и тоже предложили решить проблему через банкомат.

"Мне сказали, что будет возврат списанных средств, но поскольку там было всего 1700, а я ждала гостей в свой День Рождения, то я, естественно, туда не пошла по первому звонку", - говорит Наталья Тулякова.

Вернуть деньги, которые уже ушли мошенникам, не сможет не один банк, ведь клиент сам подтвердил списание денег с карты. Хотя большинство банков и имеют технологии отслеживания подозрительных операций. И если какой-то платеж показался системе странным, карту немедленно заблокируют - теперь уже по-настоящему.

"Обычно клиент не переводит на мобильный телефон больше 50 тысяч рублей, или 100 тысяч рублей. Это же очевидно. Тысяча, две, даже пять тысяч - ну, нормально. Пятнадцать уже подозрительно", - говорит руководитель главного управления систем рисков и безопасности коммерческого банка Салават Исмагилов.

Так что осторожность, и даже подозрительность в том, что касается банковских карт, - самое эффективное оружие против аферистов. А настоящие сотрудники банков не только не обидятся на недоверчивость, скорее, даже ее одобрят.

Читайте также: