Каким будет главный факел Игр в Сочи?
Менее 2-х месяцев остаётся до зажжения Олимпийского огня. Это произойдёт 29-го сентября в Греции. А затем - длительная эстафета с факелами.
Через несколько минут металлическая заготовка станет сердцем факела. Так здесь называют деталь с тончайшим отверстием. Она создает пламя строго определенной высоты.
"Самое сложное при изготовлении детали - это отверстие диаметром ноль три десятых миллиметра. Очень плохо даже на просвет видно", - говорит начальник цеха механической обработки Красноярского машиностроительного завода Максим Богомазов.
На предыдущей, Московской Олимпиаде восьмидесятого факелы тоже были наполнены газом. Тогда конструкторы столкнулись с проблемой: пламя оказалось бледным и на солнце практически неразличимым. Чтобы придать ему цвет, в каждый факел вложили шнур, пропитанный оливковым маслом.
Сегодня разработчики используют специальную газовую смесь. Обещают: пламя будет хорошо заметно даже в самый солнечный день.
"Сами видите, система горения очень плотной компоновки, которая потребовала как конструкторской мысли, так и технологической", - говорит заместитель главного конструктора ОАО "Красмаш" Виктор Филиппов.
У Красноярского машиностроительного завода это первый подобный заказ. Конструкторы признаются: пришлось поломать голову.
Олимпийское пламя не должно погаснуть, как это случилось накануне прошлых Игр в Лондоне. Факел параолимпийца Дэвида Фоллета из-за технического дефекта пришлось срочно заменить.
Российские инженеры спрятали под внешним корпусом блестящую проволоку. Говорят, благодаря ей огонь будет гореть, даже если факел уронить в сугроб.
"Нихромовая проволока разогревается и когда случайно истечение газа прекращается, обеспечивается дополнительное поджигание факела", - говорит заместитель главного конструктора ОАО "Красмаш" Виктор Филиппов.
Такой факел нужен для экстремального маршрута. Как обещают организаторы, огонь достигнет Северного полюса, нырнет в Байкал и поднимется на вершину Эльбруса. Сложная эстафета у нас, похоже, становится традицией. В прошлый раз олимпийский огонь зажгли в Греции и передавали буквально из рук в руки до самой Москвы. Участвовали больше шести тысяч человек. На этот раз он будет путешествовать на автомобилях, поездах, самолетах, в русских тройках и даже на оленьих упряжках.
Чтобы выдержать все это, каждая деталь олимпийского факела должна быть выполнена с ювелирной точностью.
В восьмидесятом году хватило шести тысяч факелов. Для нынешней эстафеты нужно как минимум четырнадцать тысяч. Чтобы выполнить только свою небольшую часть работы оператору станка Сергею Морозову понадобится примерно сто рабочих смен.
"Мне очень нравится, что я могу хоть что-то сделать. Не просто смотреть по телевизору, а как-то участвовать в создании этого факела", - сказал оператор станков ЧПУ Сергей Морозов.
По замыслу дизайнеров факел должен напоминать перо Жар-птицы. При этом массу и центр тяжести тщательно рассчитали, чтобы его максимально комфортно было нести бегунам.
Вес - тысяча восемьсот граммов, высота - девятьсот пятьдесят миллиметров. Осталось упаковать в пластиковый пакет. Внутрь кладется паспорт, у каждого изделия свой порядковый номер.
Каждый факел проходит целую серию испытаний. Увидеть главный атрибут Олимпиады в действии можно будет только через два месяца, 7 октября, когда стартует олимпийская эстафета.