На Ставрополье мужчина восстановил судьбу десятков солдат, пропавших без вести в годы войн
Вначале молодой человек заинтересовался историей своего деда, боевого лётчика. Потом решил помочь землякам узнать как воевали и где погибли их близкие.
В семейном альбоме Разумовых сотни фотографий. Нет лишь карточки деда и прадеда Василия, который в 1941 году ушёл на войну. Перекрестил жену и троих детей, и велел сберечь старинную икону, пока не вернётся. Не вернулся. А до родных долетели лишь обрывки слухов - что-то про немецкий концлагерь.
"Видимо, кто-то был в этом концлагере и говорил, что он уже был тяжёлый и не ходил и, наверное, он умер, вот так! А где, что, этого никто не знал", - говорит невестка Василия Разумова Екатерина Разумова.
Впервые за 70 лет родные узнали хотя бы что-то о своём герое. Что во время боя на Дону попал в плен и умер в концлагере на территории Украины.
"Ну, хотя бы пойду в церковь, спрошу, как можно отслужить что-то и хотя бы придать его земле вместе с женой. Она замуж не выходила больше, она растила этих троих детей", - говорит невестка Василия Разумова Екатерина Разумова.
Вячеслав раскопал уже десятки похожих историй. А они почти все, как одна. Воевал, попал в окружение и плен, потом в концлагерь, на каторжные работы. Кто-то пытался бежать. А кто-то сгинул уже в советском лагере за то, что предательски выжил в тылу врага.
Во всевозможных архивах, в том числе, польских и немецких он каждый день по крупицам собирает сведения о земляках, пропавших без вести на войне. Порой просто мороз по коже.
Слава часто вспоминает, как его маме врачи однажды сказали, что он никогда не пойдёт, и его ДЦП - это приговор. Но, назло болезни он живёт теперь самой обычной жизнью. И счастье тех, кому удаётся помочь, для него - лучшее лекарство.
"С людьми творится иногда что-то невообразимое! Ну, конечно, потому что родственники. Они могут и плакать. Приезжала одна бабулька, она даже деньги совала, чтобы нашёл кого-то, но я не взял. Потому что, нехорошо как-то на костях делать такие финансовые возможности", - говорит поисковик Вячеслав Пикулев.
Внук красноармейца Сергея Гайворонского, пропавшего в июне 1941 года, впервые слышит, что его дед герой. В жестком бою был тяжело ранен и умер во время операции в госпитале на Урале. Там же и похоронен. И, кажется, даже спрашивать не стоило, рад ли он.
"Это родной же дед! Я деда не видел, хоть узнать о нём. Так что это для меня очень важно", - говорит Виктор Ефременко.
Так получается, что почти во всех семьях, где могут теперь по праву гордиться своими прадедами, Славу любят и ждут уже как родного.
"Если, допустим, я кому-то помог, то найдётся тот, кто мне поможет. И таким образом эта вереница добра идёт дальше. Это стал смысл моей жизни! Ты смотришь, как ты помогаешь людям. Ты смотришь: иногда расстраиваются или улыбки", - говорит поисковик Вячеслав Пикулев.
Он уверен, если бы жизнь его здоровьем распорядилась как-то иначе, всё равно стал бы историком или археологом. Хотя бы затем, чтобы раскопать правду про своего собственного деда, лётчика Тимофея Лапшина. Его самолёт, как выяснилось, не дотянул до линии фронта, а сам он попал в плен и после побега был замучен. С этой истории полтора года назад всё и началось.