Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
5 августа 2013, 09:13

80 лет назад был официально открыт Беломорско-Балтийский канал

Одна из главных строек первой советской пятилетки и первое в СССР строительство, которое полностью осуществлялось заключёнными. 200 с лишним километров прокопали вручную в нечеловеческих условиях.

Сейчас ворота шлюзов Беломорканала открывают механизмы, до 50-х годов люди делали это вручную. К тому же раньше все постройки канала, стены, камеры были деревянными, и всё было сделано руками заключённых.

Водный путь в 227 километров проложили за 20 месяцев. Тогда как Панамский канал (80 километров) строился почти 30 лет. Техническое чудо совершили заключенные каналоармейцы, сокращённо з/к, отсюда современное "зэк". Точное количество строителей неизвестно до сих пор. Есть данные, что каждый день трудились в принудительном порядке по 100 тысяч человек. И погибали каждый день сотнями, если ни тысячами.

Кайло, один из основных инструментов, которым з/к прорубали канал. После 14-16 часов работы пальцы не разжимались, как будто прирастали к рукоятке. Особенность беломорстроя: на отсутствие инвентаря даже пожаловаться нельзя было. Всё делали сами. От тачек до подъёмных механизмов из дерева и верёвок, были даже деревянные рельсы, по которым груз перевозили на площадках с деревянными же колёсами. Ручной труд на грани физических возможностей. И даже если выдержишь всё это, никакой гарантии, что завтра не расстреляют. В таком месте, как Сандармох. Здесь в могилах - несколько тысяч человек.

Юрий Дмитриев нашёл это место в 90-х, всего в нескольких километрах от стройки. До сих пор составляет книги памяти.

"Это концентрированная трагедия народа. Здесь кого хотите можем найти, профессуру на три хороших университета с мировыми именами, драматурги, и писатели, и журналисты", - рассказывает публицист-исследователь Юрий Дмитриев.

Советская шутка: Кто строил левую сторону Беломорканала? - Тот, кто рассказывал политические анекдоты. - А правую? - Кто их слушал. У Алексея Григоровича примерно по такому принципу на канал попали оба деда, и отец после неудачной шутки про Маркса. Выжил, вернулся, о стройке предпочитал не вспоминать.

"Мой отец про Беломорканал никогда мне ничего не рассказывал . Вообще эта было тема абсолютно запретная", - говорит Алексей Григорович.

Благодаря каналу в СССР появился северный флот, в районе строительства начала развиваться промышленность, появились новые города и поселения. Грандиозное гидросооружение, 19 шлюзов.

По сути принцип лестницы, камера наполняется водой и судно поднимется до определённого уровня, потом пройдёт в следующий шлюз поднимется ещё выше, ещё выше, до середины канала, когда придётся спускаться почти на 100 метров до самого Белого моря.

В лучшие времена по каналу перевозили до 8 миллионов тонн грузов в год. Сейчас полмиллиона, да проходят немногочисленные туристические суда. Тем не менее, те, кто здесь работают, уверены: будущее у канала есть.

"Даже при тех жертвах построена уникальная вещь, уникальная транспортная система, которая безаварийно, без сбоев работает уже 80 лет", - отмечает руководитель ФГУ "Беломорканал" Валерий Волков.

В национальном музее Карелии считают, о Беломорканале всё ещё известна только малая часть. Тут изучают рассекреченные фотографий архива НКВД, их около 7000. На фото из пропагандистской книги под редакцией Максима Горького женщины работают в начищенных туфлях. На черновых кадрах этого же снимка из архива обувь изношена почти в лохмотья. Советский фотошоп. Лица, кажется, тоже подкрасили, чтобы не поражала чернота от грязи.

"Вот постановочный кадр. Посмотрите, большая часть из них одета в белые одежды. В нерабочую одежду. Очевидно, перед подобным снимком их переодевали. Но лица-то не обманешь", - рассказывает директор Национального музея республики Карелии Михаил Гольденберг.

Из уникальных фотографий НКВД собрали выставку специально к 80-летию Беломорканала, её назвали "Негативы и позитивы".

Читайте также: