На Тихоокеанском флоте начались учения по спасению аварийной подлодки
На Тихоокеанском флоте в рамках масштабной проверки боеготовности начались учения по спасению аварийной подлодки. В операции задействованы корабли, морская авиация, парашютисты-спасатели, водолазы и управляемые подводные аппараты. Сложностей добавила погода: в районе учений неспокойное море и мутная вода.
Подводная лодка терпит бедствие - она легла на грунт на глубине 53 метра и самостоятельно всплыть не может. Это замысел очередного этапа учений в рамках внезапной проверки боеготовности войск Восточного военного округа.
В роли аварийной субмарины настоящая дизельная подлодка. Сначала гидрографическая разведка определяет район бедствия. Туда отправляются 10 военных кораблей и спасательных судов Тихоокеанского флота, самолет и вертолет морской авиации.
Летчики сбрасывают так называемую спасательную кассету для тех моряков-подводников, кто смог сам выбраться на поверхность воды. Это капсула с надувной лодкой на 6 человек, продуктами, медикаментами, радиостанцией и сигнальными средствами.
"Самолет выполняет сброс парашютно-десантной группы, которая окажет помощь, если есть пострадавшие. Далее подходит вертолет и поднимает на борт пострадавших для доставки их на базу", - рассказывает командир вертолетного отряда морской авиации Тихоокеанского флота Вячеслав Богомазов.
Парашютисты со своей задачей справляются быстро. Вскоре их подбирает водолазный катер.
Для сержанта морской авиации Дмитрия Булганина это первый в жизни прыжок на воду, до этого приходилось тренироваться только на авиабазе. "Преодолеть страх, выйти из самолета с высоты 600 метров, приземлиться в заданную точку - это очень тяжело психологически. Ну а после - уже дело техники. Как научились на земле, так и в воздухе себя покажем", - рассказывает парашютист-спасатель морской авиации Тихоокеанского флота Дмитрий Булганин.
В это время с инженерно-спасательного корабля спускают телеуправляемый подводный аппарат "Пантера". С помощью манипуляторов робот способен производить точнейшие операции, работая на глубине до 1000 метров.
Нужно найти лодку и обозначить ее специальными метками для водолаза. Задача непростая: в районе учений сильная качка, море неспокойное, вода мутная.
Один из самых ответственных моментов - подводный аппарат закончил манипуляции на глубине, но пока остается там, чтобы операторы с помощью его камер могли наблюдать за дальнейшей работой. Теперь подключаются водолазы. Их задача - по специальному тросу спуститься к аварийной подлодке и первым делом подсоединить к ней шланг с воздухом, чтобы терпящие бедствие моряки могли дышать, а также передать им спасательные комплекты.
Еще одна важнейшая функция - накачка балластных цистерн субмарины, чтобы она могла самостоятельно всплыть. Операция проходит успешно. Подводная лодка спасена и самостоятельно поднимается на поверхность.
"В настоящий момент силы поисково-спасательного обеспечения ТОФ решают задачи в Средиземном море - это спасательно-буксирное судно "Фотий Крылов"; в районе Камчатки - это спасательное судно "Саяны", и в районе, где были развернуты основные учения - на Сахалине, это СБ-22", - сообщил заместитель главнокомандующего ВМФ РФ Александр Федотенков.
Скоро у спасателей должно появиться новые средства и возможности для быстрой и качественной работы. К концу 2013 года Тихоокеанский флот рассчитывает получить еще несколько подводных аппаратов, а к концу 2015 года в строй планируется ввести современное спасательное судно.