Из-за высоких цен на авиабилеты всё больше жителей России добираются до курортов на машинах
В России могут появиться так называемые невозвратные авиабилеты, проект закона об этом уже внесён в Госдуму. Такой билет, по некоторым оценкам, будет на 10-15% дешевле обычного. Но, как и следует из названия, нельзя будет отказаться от полёта и получить деньги назад. Возможно, из числа тех, кто готов на эти условия, авиакомпании привлекут новых пассажиров, особенно на внутренних рейсах. Там цены сейчас так высоки, что, например, к южным курортам страны всё больше людей предпочитают добираться на машинах.
36 тысяч стоит билет в одну сторону на одного человека. Надежде нужно 3 билета. А значит, на перелет из Екатеринбурга в Геленджик, с пересадкой в Москве, из их семейного бюджета улетит больше чем 100 тысяч. Поэтому до моря этим летом решили добираться на машине. Двое суток в пути, но зато на дорогу - 7 тысяч вместо заоблачной сотни.
"Для нас это очень дорого, это нам брать кредит на лет 5, если не больше", - говорит Надежда Едигарева.
Цены на авиабилеты традиционно пошли на взлёт в канун майских праздников. А сейчас уже окончательно до конца высокого сезона набрали высоту. Причем речь идет не только о самых востребованных южных направлениях, в зоне ценовой турбулентности почти все внутренние рейсы.
На контрасте с зимним ценником стоимость авиабилетов летом даже пугает. К примеру, в июле из Красноярска в Москву улететь можно не дешевле чем за 10 тысяч, тогда как в феврале по тому же маршруту летали за 4 тысячи. Сейчас билет до столицы стоит вдвое дороже почти из всех аэропортов Сибири. И это по самому низкому тарифу. Такие заканчиваются быстро, а дальше, если, например, не успели купить билет до Иркутска за 10 тысяч, полетите уже за 13 или за 14.
Самый дорогой билет в эконом-классе стоит больше 28 тысяч, в бизнес-классе - все 75. Пока в Антимонопольной службе проверяют, не была ли завышена стоимость билетов на этом направлении, менеджеры авиакасс проводят собственный мониторинг и отмечают: сейчас разбирают любые билеты, сколько бы они ни стоили.
"Это сезонное повышение, потому что всегда в высокий сезон все перевозчики пытаются заработать денег. Это нормально, потому что рыночная ситуация перевозок становиться все больше. Каждый старается, на самом деле, в высокий сезон снять некие сливки, и мы видим, как можно улететь зимой, в межсезонье", - говорит гендиректор агентства по продаже билетов Александр Сизинцев.
Аналитики уже подсчитали: за год некоторые авиакомпании увеличили стоимость билетов на полеты внутри страны почти на 30%, при этом цены на рейсы за границу выросли еще больше. Однако слетать за рубеж все равно получается дешевле, чем путешествовать по России. Сейчас билет в Лондон, Париж или Милан из Москвы, если лететь с пересадками, стоит от 7 тысяч.
"Сейчас основа роста в авиации составляет перевозка за рубеж. Этот год отличался тем, что впервые за 20 лет перевозки за рубеж занимают большее место в деятельности российских авиакомпаний, чем внутренние", - отмечает аналитик Анатолий Ходоровский.
В Федеральной антимонопольной службе в целом говорят о положительном тренде - безосновательно поднимать цены российские авиакомпании стали реже. Еще одна новость, позволяющая надеяться на то, что летать в стране станет дешевле: уже в этом году у нас должен появиться лоукостер - так называют малобюджетные авиакомпании, которые экономят на сервисе, но зато и билеты продают экономичные.
"В Европе 30% перевозок приходится на низкобюджетных перевозчиков, у нас был период, когда летали такие перевозчики, всего 5% они брали пассажиров, но они оказывали оздоровительный эффект на всех остальных авиаперевозчиков. В следующем году мы ожидаем, что их уже будет два", - говорит замруководителя ФАС России Анатолий Голомолзин.
А пока придется подождать. Курс на снижение цены на авиабилеты возьмут не раньше второй половины августа до следующего взлёта, который как всегда будет в предновогодний период.