В столичном регионе — день траура по погибшим в ДТП под Подольском
Виновник аварии - водитель КАМАЗа, протаранившего автобус, - впервые появился в суде и на 2 месяца помещён под арест. Он будет отвечать за гибель 18 человек. И многие сегодня ищут ответ на вопрос, как такое вообще могло произойти.
На печально известном перекрестке в селе Ознобишино часто останавливаются машины. Их водители и пассажиры с цветами и мягкими игрушками идут к остановке, заваленной букетами. 13 июля от неё отъехал рейс №1033. Через несколько мгновений его буквально разорвал многотонный самосвал с щебнем. В тот момент в автобусе находилась Тамара Чурляева.
"Как в фильме ужасов: я сижу, отлетает стойка, рассыпаются стёкла. В двери, которые вылетели, вбегают люди, которые добровольно решили помочь", - рассказывает она.
На съемке видеорегистратора хорошо видно: первым после аварии спасся водитель КАМАЗа. Его просто вышвырнуло из кабины грузовика. Вместе с другими пострадавшими предполагаемый виновник трагедии оказался в больнице. Сегодня он давал свои первые показания. В суде, перед объективами телекамер 46-летний гражданин Армении был немногословен.
Суд постановил арестовать водителя грузовика почти на 2 месяца. Сейчас действия этого человека, его ошибки и возможные причины аварии ищут не только следователи.
"Это возможно был перегруз, на схеме показано, что эффективность была только одного колеса, здесь, видимо, было грубое нарушение правил эксплуатации автомобиля", - отмечает председатель правления гильдии автошкол Сергей Лобарев.
Однозначный вывод: в этих обстоятельствах водитель просто обязан был уводить машину вправо, на обочину, а не вылетать на встречную полосу. Что же касается возможного перегруза автомобиля, то выяснить это сейчас практически невозможно. Руководитель профсоюза дальнобойщиков Валерий Войтко утверждает: у многих грузовых перевозчиков лишний груз - почти норма.
"Никто не следит за соблюдением весовых параметров самосвалов. Задача в чем? Чем больше кубов перевез, тем больше получил денег. В этом заинтересованы и владельцы транспортных средств, и руководители строительных компаний. Чем оплачивать 15 рейсов, он всё это впихивает в 8", - говорит Валерий Войтко.
Крайними в такой ситуации оказываются бесправные шоферы-мигранты. В Тверском суде адвокат водителя КАМАЗа заявил: автомобиль его подзащитного никогда бы не смог честно пройти техосмотр. Не исключено, что его собрали из нескольких машин.
"У меня из достоверных источников, пока еще неподтвержденных, есть информация, что данное транспортное средство было собрано кустарным способом", - говорит адвокат Эрик Чабанов.
Работал этот самодельный самосвал с просроченными транзитными номерами, похоже, не просто так. За снятую с учета машину не надо платить налог. А её истинного владельца очень трудно найти. При этом риска почти никакого.
"Бывают случаи выявления езды с просроченными транзитными номерами. За что предусмотрена ответственность от 300 до 800 рублей", - рассказывает заместитель командира 3 батальона 1 спецполка ДПС МВД РФ Сергей Карманов.
И все. Езжай дальше. Анализ аварии в Ознобишино выявил множество болевых точек в системе грузовых автоперевозок. С 1 апреля 2013 года должен был вступить в силу приказ об обязательном оснащении всех грузовых машин тохографами - устройствами для контроля пробега автомобиля и рабочего графика водителя. Однако на деле этого не произошло.
"Фактически мы имеем приказ, обязательный к выполнению, и имеем неработающую статью кодекса об административных правонарушениях. Скажем так, определенные органы ходатайствовали о неприменении этой статьи в связи с тем, что перевозки физически не успевали закупить и установить данные тохографы", - отмечает заместитель генерального директора "НАМИ" Денис Загарин.
При этом водитель перевернувшегося грузовика продолжал колесить по подмосковным дорогам регулярно нарушая правила дорожного движения. Успевал он при этом отдохнуть и выспаться, истинного владельца самосвала похоже не волновало. А проверить его было некому.
"Ситуация один в один с "Булгарией". Вот поменять слово "пароход" на "автомобиль", и все совпадает до мелочей. Алчность, жадность, тупость, глупость, бесконтрольность. Коррупционная составляющая во всей этой цепочке", - считает Валерий Войтко.
Свои экстренные меры по исправлению существующей ситуации предложило столичное правительство. Об этом прямо на месте трагедии рассказал исполняющий обязанности мэра Москвы Сергей Собянин.
"Ужесточение наказания за неоднократное нарушение ПДД со стороны мигрантов, запрет заниматься извозом и коммерческими перевозками гражданами с нероссийскими водительскими удостоверениями, все эти мероприятия надо реализовать", - сказал Сергей Собянин.
Шоферов-мигрантов, которые систематически нарушают правила, по мнению Собянина, и вовсе нужно выдворять из страны. Но прежде будет проведена инспекция всех опасных перекрестков в московском регионе. Например, в Ознобишино уже завтра появится светофор.