Ровно 50 лет назад Валентина Терешкова отправилась в космос
Позывной "Чайка" как ответ советской женщины классической милой девушке с вечным вопросом: почему люди не летают, как птицы?
Валентина Терешкова. Кажется, о ней уже известно все: первая женщина в космосе, ткачиха, парашютистка, красавица, комсомолка, слетала, вернулась, Герой Советского Союза и общественный деятель.
50 лет, которые она играла по правилам, установленным мужчинами: улыбка репортерам, закрытая личная жизнь, железный характер. По правилам мужчин высоко несла знамя космонавтики и ни разу, ни словом, - помня упреки после своего полета: разнюнилась, нарушила инструкции, не все эксперименты провела - не позволила себе отступить. От мужских правил: ты сильная. И больше никакая.
"Мне выпала честь быть среди тех, кто прокладывал дорогу в космос. Сложно было? Да, сложно. Тяжело было? Да, тяжело, но мы были молоды. И мы понимали, что мы делаем что-то очень важное для нашей страны", - говорит Валентина Терешкова.
С улыбкой получает Орден Александра Невского от Президента, с улыбкой отвечает на вопросы репортеров. С улыбкой рассказывает о тайне, которую хранила десятилетиями: конструкторы неправильно рассчитали орбиту, я должна была погибнуть, но вовремя все поправила. Потому что я прежде всего профессионал.
Как тогда, 50 лет назад, после возвращения на землю, Чайка на "Чайке" объезжает Москву - триумф советской женщины тогда, момент ее истины сегодня. Минута слабости у памятника Гагарину, потому что бессмысленно скрывать: ей до сих пор не хватает его улыбки, улыбки того, кто звал ее русской берёзкой. Первого из первых, навеки оставшегося именно таким, каким он был в самый важный день ее жизни, день полета к звездам. День самого яркого, что пришлось ей пережить. И потом жить дальше. Под микроскопом. Жизнью сильной женщины. Мечтая, что когда-нибудь, еще один раз у нее в жизни будет это.
Космос как предчувствие, пусть даже безнадежное. Она мечтает снова лететь на Марс, вместе с мужчинами. Потому, что жизнь после подвига - это просто подготовка. К еще одному подвигу. Иначе она не имеет смысла.
"Наверное, первые полёты будут, скорее всего, в одну сторону. Я так думаю. Я готова", - говорит Валентина Терешкова.