В Пермском крае халатность чиновников, которые не расселили аварийный дом, привела к смерти детей
Мальчику еще не исполнилось и трех, его старшая сестра только закончила первый класс. Они погибли под рухнувшими перекрытиями этой ночью. Погибли мгновенно - взрослые ничем не могли помочь. Первой о трагедии узнала бабушка, она живет в соседнем доме.
Районная библиотека была как раз над квартирой, которую снимала семья. Двухэтажный дом, еще дореволюционной постройки, уже давно буквально трещит по швам. В свое время здесь была и кожевенная фабрика, и женская колония - история богатая, в том числе и аварийная.
"Здание постройки до 1917 года. Оно подвергалось затоплению. На 1991-й год износ составлял 60%", - сообщил руководитель Кунгурского следственного отдела СУ СК РФ по Пермскому краю Виталий Игнатенко.
Соседи теперь с еще большим ужасом смотрят на трещины. Жители этого дома не раз обращались к местным властям за помощью. Косметического ремонта не было лет 30, про капитальный вообще никто не помнит.
По документам, которые жильцам все-таки удалось получить, износ здания – 77%. Аварийным дом так и не признали. Жить, получается, можно. Но если при таком износе все рушится, что же будет, когда дойдет до ста? А ведь случай далеко не первый.
Три месяца назад обрушилась часть дома в Краноармейске - там чудом обошлось без жертв. А вот в Брянске прошлой осенью упавший балкон убил двоих.
В Северодвинске минувшим летом целый подъезд обрушился через несколько часов после того, как дом расселили. А сколько еще не расселенных и тех, что и расселять никто не собирается, а рухнуть может в любой момент - вопрос времени, вроде того, что в Нижнем Новгороде. Зимой из-за текущей крыши люди жили как в пещере со сталактитами, весной лед растаял, а потолок рухнул. Ремонт делать никто не хочет. Аварийный дом в Элисте тоже пока не расселили. И ведь есть же федеральная программа как раз для тех, кто живет в таких условиях. Но Президенту приходится напоминать чиновникам о сроках исполнения.
"Это нечеловеческие условия, и жить в таких условиях российские граждане не должны. Ещё раз хочу повторить то, что говорил уже неоднократно: это наша прямая задача и обязанность - вытащить наших людей из такого, с позволения сказать, "жилья", из этих трущоб вытащить", - сказал Владимир Путин 16 апреля 2013 года на заседании в Элисте.
По закону, чтобы дом расселить, его должны признать аварийным, вот только муниципалитеты с этим обычно не спешат, ведь тогда придется искать для обитателей трущоб новые квартиры. И вроде деньги есть из специального федерального фонда, но, видимо, не хватает.
"Пермский край точно так же получает эти средства. 9 миллиардов они получили за последние пять лет, из них где-то 3,5 миллиарда ушло на переселение, 490 домов расселено. В Кунгуре этот дом аварийным не значится, он не признан таковым", - сказал первый заместитель генерального директора государственной корпорации "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" Владимир Талалыкин.
Какие были причины - неясно. Дождались, пока рухнет. А несколько лет жильцам здесь предлагали самим оплатить экспертизу.
"Мы узнали, это порядка 200 с лишним тысяч рублей, чтобы нам провести за свой счет экспертизу. Где мне деньги взять, чтобы сделать заключение на этот дом?" - недоумевает Михаил Кузнецов.
Прокуратура теперь проводит расследование. Обычная процедура. Глядя на убитых горем родителей погибших малышей, многие говорят: почему опять все как в пословице - пока гром не грянет. Так вроде грянул уже и не раз - чего ж не крестимся?