Писатель Даниил Гранин в проекте Первого канала «Люди Победы»
От рядового до командира роты, от Ленинграда до Восточной Пруссии - военный путь Даниила Гранина. Известный писатель стал героем заключительного выпуска проекта "Люди Победы".
Даниил Гранин мог бы не идти на фронт. Кировский завод давал ему бронь. Но не идти на фронт Даниил Гранин не мог и ушел добровольцем в дивизию народного ополчения в первые дни войны. Но через две недели на станции Батецкая воинский эшелон, в котором ехал Гранин, разбомбили.
"Большая эскадрилья бомбардировщиков. Они кругами ходили, бомбили, разбомбили эшелон, станцию, рухнула водокачка, я лежал в полном ужасе. Это была полная прострация. Они мало того, что бомбили, они завывали и целились все в меня", - вспоминает Даниил Гранин.
Потом дивизия вела тяжелые оборонительные бои, потом отступала, оставляя за рубежом рубеж. Потом погиб начальник политотдела Подрезов.
"Он заявил: "Я больше отступать не буду!" и остался в окопах. Панику и отступающих остановить почти невозможно было тогда. Он просто один остался с ручным пулеметом, стрелял, выпрямился во весь рост", - рассказывает Даниил Гранин.
Это сейчас питерский район Шушары в городской черте. А тогда, 70 лет назад, Шушары были только подступами к Ленинграду. В бою на подступах к своему родному городу красноармеец Гранин был контужен.
"Меня как тряхануло, очнулся, лежу. Хочу подняться - не могу. У меня был автомат ППШ, и я, на него опираясь, как на костыль, пошел, шатаясь", - вспоминает Даниил Гранин.
От пехотинца до танкиста - один шаг. От рядового до ротного - два. По крайней мере, так было у Гранина. Его как инженера отправили сначала в Челябинск, потом в Ульяновск обкатывать новый танк ИС-2 и готовить экипажи. Но когда предложили остаться в тылу до конца войны, категорически отказался и вернулся на фронт в должности командира танковой роты. Так и дошел до Восточной Пруссии.
А еще Гранин навсегда запомнил вопрос, который задали ему на родине, в России.
"Одна девочка меня спросила: "А сколько вы убили людей?" Как ей ответить? Я убивал не людей, я убивал противника! Я понял, что они по-другому видят войну, как убийство. И правильно видят!" - считает Даниил Гранин.