В опасных для жизни домах и квартирах в России проживают почти 750 тысяч человек
Это цифры, которые привел на совещании в Элисте Президент. И потребовал расселить трущобы незамедлительно. Но проблема в том, что программу по предоставлению нормального жилья губернаторы никак не могут запустить. Минфину рабочий проект представляют, потом начинают его улучшать и дорабатывать до бесконечности. Люди ждут десятилетиями.
От таких же полуистлевших бараков этот дом в Перми сразу и не отличить. Полвека без ремонта, теперь он уже и не нужен - все равно под снос. В местной администрации, наверное, так и думали: постоит еще, ведь стоят же годами другие аварийные здания? Да только жители решили чиновников поторопить и обратились в суд.
"Только две квартиры не подали, все подавали. Мне присудили выделить трехкомнатную квартиру", - рассказывает жительница дома.
Дом, правда, и сейчас на месте, но мэру города наверняка снится в кошмарах. Из-за него чиновнику грозит срок за злостное неисполнение решений суда.
"Исполняющим обязанности дознавателя Межрайонного отдела судебных приставов по Пермскому краю возбуждено уголовное дело в отношении Главы администрации города Перми", - говорится на сайте Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю.
В мэрии встречаться с прессой не хотят, а в письмах объясняют: расселить людей и рады бы, да денег не хватает. Только в одной Перми должны снести 322 дома, а сколько таких домов по всей стране?
Обсудив проблему с губернаторами, Президент был вынужден признать: планы по расселению аварийного жилья власти многих регионов проваливают.
"Региональные программы по расселению людей из аварийного жилья, рассчитанные на ближайшую трёхлетку, уже должны быть утверждены субъектами Российской Федерации. Соответствующий срок был поставлен до 15 апреля 2013 года. Однако таких программ пока утверждено всего три. Это почему? Хочу обратиться к коллегам из регионов: почему три-то всего? Я прекрасно знаю о проблемах, в том числе финансового характера. Ну и что? Вы же подписали с Минфином соответствующее соглашение, где программы?" - спросил Владимир Путин.
В закрытой части совещания Президент в выражениях не стеснялся, пригрозив чиновникам, ответственным за провал, отставкой. Благодаря работающей телекамере эти слова утекли в прессу. Их, правда, ошибочно отнесли на счет правительства, хотя разнос был устроен губернаторам, чьей работой по решению проблемы аварийного жилья Президент явно остался недоволен. За последние 5 лет в новые дома переехали из бараков 300 с лишним тысяч человек. Но по сравнению с планами на будущее это пустяки, теперь нужно переселить больше 700 тысяч. А сколько это будет в квартирах или квадратных метрах, сейчас трудно даже сосчитать.
По правилам, взамен ветхого, власти должны предоставить жилье той же площади, метр в метр. Но квартир в 15 квадратов сейчас не строят, вот и приходится селить людей вместе, создавая коммуналки XXI века. А на это соглашаются не все.
"Мы очень боимся, что у нас все обвалится. Потому что три подъезда в таком состоянии", - говорит Татьяна Шахсуварян.
Татьяна с мужем, детьми и внуками живет в четвертом. Предложения чиновников переехать в коммуналку она отвергла, и тогда ее уговорили на время из одного аварийного дома переселиться в другой.
"Мы думали, временно, до лета, а получилось так, что уже 2,5 года мы здесь живем и вот так мучаемся", - рассказывает Татьяна Шахсуварян.
Про таких, как Татьяна, нередко говорят "последний герой". И сама в лачуге мается, и чиновникам покоя не дает. И кто здесь прав, сразу не разберешься.
Есть города, где нашли рыночный путь избавления от трущоб. Участок с ветхим жильем продают инвестору, он обязуется построить новый дом, а людей переселить. В одном месте это получилось, на соседнем участке застройщик уже 2 года торгуется с жильцами.
"Фантазии у нас огромные. Если двухкомнатная квартира в расселяемом доме стоит приблизительно миллион-полтора, то люди просят от 3 до 5 миллионов", - говорит сотрудник центра недвижимости Юлия Малина.
Но бывает и наоборот: в Челябинске инвестор собирался строить многоэтажку, отселил жителей старого дома, потом продал их квартиры, обещая, что дом расселят за счет бюджета, и исчез.
Исключить споры о том, какие квартиры давать взамен развалюх, может некоммерческая аренда жилья. Законная жилпощадь предоставляется в собственность, если хочешь больше, плати за дополнительные метры.
"Те, кто хочет получить жилье по социальной норме, то есть не менее 15 или 18 метров в зависимости от того, что действует в регионе, может идти в арендуемое жильё. Он будет платить аренду, но там некоммерческая аренда", - отмечает министр экономического развития РФ Андрей Белоусов.
Аварийное жилье - дитя индустриализации. Где в советские годы осваивали новые пространства, строили быстро, думали, на время. Так появились времянки строителей БАМ, сейчас это самый большой аварийный жилой массив. И шахтерские домики. Под ними горные выработки, земля оседает, дома рушатся, люди уезжают кто куда.
Сегодня объем аварийного жилья в России оценивают в 10 миллионов квадратных метров. Будто типовой проект: стены в решето, фундамент врос в землю, крыша просела. И цифры в документе уже не кажутся опечаткой: износ 774 процента.
"Это стыдоба просто. Нам всем должно быть стыдно. Да, это, конечно, копилось десятилетиями, но то, что задача до сих пор не решена, должно висеть над нами всё время, как дамоклов меч. Не могут граждане России жить в таких нечеловеческих условиях. Наша задача вытащить людей из этих трущоб", - говорит Владимир Путин.
Решить проблему аварийного жилья регионы должны к 2017 году. Правда, речь идет лишь о домах, сегодня признанных опасными для жизни, а за четыре года их станет больше. Ведь кроме аварийного жилья, в России есть и просто ветхое. Граница между этими категория условна, но ветхого жилья в 8 раз больше.