Неожиданный поворот в спорах о пользе программы, призванной находить плагиат
Новости в развитие скандала с диссертациями, который продолжается с января. Сегодня председатель Высшей аттестационной комиссии сообщил, что его организация не справляется с потоком обращений о плагиате. Он попросил руководителей вузов проверять научные работы, не дожидаясь обращений граждан. Между тем, еще одно разбирательство разгорелось вокруг компьютерной системы "Антиплагиат", которая и находит, кто у кого списал.
Неожиданный поворот в спорах о действенности программы "Антиплагиат", с недавнего времени знакомой многим студентам, пишущим курсовые и дипломы. Эта компьютерная программа, активно продвигаемая Министерством образования, была создана для определения совпадений в текстах. Достаточно ввести текст в компьютер для того, чтобы узнать, как много было списано в Интернете. И в вузах преподаватели активно программой пользуются. Но по мнению блогера Виктора Леванова, программой стали пользоваться и в не научных целях.
"Антиплагиат" находит какой-то процент плагиата в такой-то работе и дальше это тиражируется: ой, смотрите, у такого-то политика, или такого-то чиновника, или бизнесмена нашли 30-40 процентов плагиата, какой это ужас. Все. Его надо лишать всех его званий. Естественно, если появляется у Гельфанда 13 процентов или 20 процентов плагиата, все говорят - это допустимо. Это момент, который позволяет манипулировать общественным мнением", - сказал Леванов.
Леванов разместил в своем блоге анализ докторской диссертации Михаила Гельфанда, члена Общественного совета при министерстве образования и активного сторонника "Антиплагиата". По утверждениям блогера, борец с плагиатом не весь текст диссертации, мягко говоря, писал сам.
Вопрос корреспондента: "А какой процент совпадений, все-таки?"
"Это бессмысленный вопрос. Потому что система дает совпадения, в том числе оформленные как цитаты, с работами, которые более поздние", - ответил Михаил Гельфанд.
Блогер утверждает, что к моменту защиты не все статьи Гельфанда в научных журналах, как это положено, были опубликованы. Тот спорит: может, это и так. Затем Леванов приводит ошибку в нумерации списка трудов. А это значит, приписка. Гельфанд спорит: ну, ошибся. Обвинения в том, что часть работ написана в соавторстве, Гельфанд называет "несерьезным наездом".
Михаил Гельфанд уверяет нас, что выпады против него спровоцированы его активной позицией по защите программы "Антиплагиат". Впрочем, как выяснилось, не все доктора наук разделяют эту позицию.
"Если покопаться в Интернете, можно найти массу сайтов, где учат тебя обходить плагиат. Система несовершенна, требует доработки", - говорит Александр Шатилов, декан факультета социологии и политологии Финансового университета.
Все собеседники говорили примерно одно: в научном мире важна репутация ученого, заработать которую можно опубликованными, своими научными работами.