Уникальные глубоководные аппараты несут службу на Черноморском флоте
В ВМФ России служит судно по спасению и ремонту субмарин, которому почти столько же лет, сколько и самому подводному флоту. Это старейший корабль в мире стоящий на вооружении. Он прошел две мировые войны, на его счету десятки сложнейших операций. Недавно его в очередной раз модернизировали, и теперь он способен работать в самых тяжелых условиях.
Всплеск воды, и вскоре ореол света уже едва различим среди волн. Глубоководный аппарат "Пантера Плюс" быстро погружается на дно. Управляемый робот выполняет учебную задачу. Точнее было бы назвать этого киборга - "Руки-ножницы": своими манипуляторами он может перерезать канаты, стальные тросы, и даже трубы небольшого диаметра.
"Работы, аналогичные тем, какие проводились когда-то на Камчатке, когда аварийный снаряд запутался в тросах или рыбацких сетях. Посылать водолаза в таких обстоятельствах довольно рискованно", - рассказывает начальник группы подводно-технических работ комплекса "Пантера плюс" Сергей Скорик.
Самое передовое оборудование для выполнения глубоководных работ установлено на борту самого заслуженного корабля Черноморского флота России. "Коммуна" отметила свой вековой юбилей - спасательное судно было заложено в 1912 году на Путиловской верфи. Необычная конструкция - два корпуса, соединенные только в носовой части, позволяет загонять внутрь, на ремонт, подводную лодку. С первыми российскими субмаринами часто случались аварии, и на Балтике, на подводном Императорском флоте, такой корабль-спасатель был необходим.
"Коммуна" подняла больше 100 подводных лодок и надводных кораблей. Подводный флот России обязан "Коммуне" тем, что он вообще существует, потому что все имеемые на Балтике подводные лодки, почти без исключения, поднимались с дна морского и получали вторую жизнь", - говорит капитан спасательного судна "Коммуна" Анатолий Ишинов.
С начала семидесятых, после того, как "Коммуну" передали с Балтийского флота на Черноморский, на борту стали размещать спасательные аппараты. Поначалу это были батискафы, управляемые человеком. Их сменили глубоководные роботы.
Но задачи остались прежними - в случае аварии оказать помощь экипажу подводной лодки. Наладить подачу кислорода, эвакуировать людей.
В носовой и кормовой части подводных лодок находятся так называемые "отсеки живучести", именно сюда в случае аварии пристыковывается рукав, по которому экипаж переходит из подводной лодки в спасательный аппарат.
На подводной лодке "Алроса" действия экипажа при аварии отрабатывают на глубине 100 метров. Но бывает это раз в год, слишком велики затраты. Новый тренажер, установленный на "Коммуне", позволяет ежедневно вести учебные спасательные операции и доводить свои действия до автоматизма.