Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
19 марта 2013, 15:16

Уникальные глубоководные аппараты несут службу на Черноморском флоте

В ВМФ России служит судно по спасению и ремонту субмарин, которому почти столько же лет, сколько и самому подводному флоту. Это старейший корабль в мире стоящий на вооружении. Он прошел две мировые войны, на его счету десятки сложнейших операций. Недавно его в очередной раз модернизировали, и теперь он способен работать в самых тяжелых условиях.

Всплеск воды, и вскоре ореол света уже едва различим среди волн. Глубоководный аппарат "Пантера Плюс" быстро погружается на дно. Управляемый робот выполняет учебную задачу. Точнее было бы назвать этого киборга - "Руки-ножницы": своими манипуляторами он может перерезать канаты, стальные тросы, и даже трубы небольшого диаметра.

"Работы, аналогичные тем, какие проводились когда-то на Камчатке, когда аварийный снаряд запутался в тросах или рыбацких сетях. Посылать водолаза в таких обстоятельствах довольно рискованно", - рассказывает начальник группы подводно-технических работ комплекса "Пантера плюс" Сергей Скорик.

Самое передовое оборудование для выполнения глубоководных работ установлено на борту самого заслуженного корабля Черноморского флота России. "Коммуна" отметила свой вековой юбилей - спасательное судно было заложено в 1912 году на Путиловской верфи. Необычная конструкция - два корпуса, соединенные только в носовой части, позволяет загонять внутрь, на ремонт, подводную лодку. С первыми российскими субмаринами часто случались аварии, и на Балтике, на подводном Императорском флоте, такой корабль-спасатель был необходим.

"Коммуна" подняла больше 100 подводных лодок и надводных кораблей. Подводный флот России обязан "Коммуне" тем, что он вообще существует, потому что все имеемые на Балтике подводные лодки, почти без исключения, поднимались с дна морского и получали вторую жизнь", - говорит капитан спасательного судна "Коммуна" Анатолий Ишинов.

С начала семидесятых, после того, как "Коммуну" передали с Балтийского флота на Черноморский, на борту стали размещать спасательные аппараты. Поначалу это были батискафы, управляемые человеком. Их сменили глубоководные роботы.

Но задачи остались прежними - в случае аварии оказать помощь экипажу подводной лодки. Наладить подачу кислорода, эвакуировать людей.

В носовой и кормовой части подводных лодок находятся так называемые "отсеки живучести", именно сюда в случае аварии пристыковывается рукав, по которому экипаж переходит из подводной лодки в спасательный аппарат.

На подводной лодке "Алроса" действия экипажа при аварии отрабатывают на глубине 100 метров. Но бывает это раз в год, слишком велики затраты. Новый тренажер, установленный на "Коммуне", позволяет ежедневно вести учебные спасательные операции и доводить свои действия до автоматизма.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей