В России ищут способ борьбы с нарушителями, которые ездят по стране с литовскими номерами
Новая криминальная схема - тысячи лихачей, которые грубо нарушают правила, нашли способ уйти от ответственности. В стране действует настоящая дорожная мафия - водители, которые управляют машинами с литовскими номерами, не боятся ни штрафов, ни исков, ни судов.
"Максимальные выплаты по ущербу составили 120 тысяч, ущерб мне насчитали по независимой экспертизе на 180 тысяч. По идее, 60 тысяч я должен взыскать с него через суд", - рассказывает автолюбитель.
Но где искать того самого водителя с литовскими номерами, который нарушил правила дорожного движения? Владимир уже и не знает. После аварии иностранец просто отключил телефон.
"Машиной он управлял на доверенности, собственник вообще проживал где-то в Каунасе. А у него страховой полис был просто расширенный", - говорит Владимир Фокин.
Разворачиваясь на перекрестке из крайней левой полосы Наталья и не думала, что кто-то может ехать по встречке в одном с ней направлении. Теперь опасается: восстанавливать придется за свой счет. Виновник аварии как сквозь землю провалился.
Волновать таких водителей могут только сроки пребывания в России. В остальном одни плюсы. В Прибалтике отсутствует транспортный налог. А, значит, жители этих стран спокойно могут покупать десятки машин и передоверять их другим иностранцам. А тут еще и доверенность в России отменили.
Руководитель Московского представительства федерации автовладельцев России Сергей Канаев поясняет: "Беспрепятственно из любой страны мира пригнать автомобиль, и все, что вам нужно, это через каждые полгода вы обязаны выезжать за территорию Российской Федерации, то есть проследовать через таможенный контроль и можете опять въехать".
И так до бесконечности. Но привилегии только иностранцам. Этим активно воспользовались выходцы из стран СНГ.
Таких машин в Москве с литовскими номерами десятки тысяч. Впрочем, подсчитать точное количество не берутся даже сотрудники ГИБДД. Эти машины уже называют "призраками на дорогах", просто потому, что неизвестно, кто владелец автомобиля, а главное, кому отправлять штрафы за нарушения.
Зариф хвалится новым приобретением. Второй год он возит машины из Литвы. Там они почти в два раза дешевле, чем в России. В Москве нелегально подрабатывает таксистом. Пробки? Для него плевое дело. На наших глазах выезжает на полосу для общественного транспорта.
"А здесь литовский номер и штрафа не будет", - говорит он. "Сколько раз здесь меня штрафовали, я не платил, порву, сразу бросаю", - добавляет Зариф.
Полицейские разводят руками. Ведь поймать такого нарушителя можно только за руку.
"Камеры фотофиксации нарушения, которые фиксируют номерные знаки России, к сожалению, распознают номерные знаки иностранных государств, но их нет в базе, поэтому не с чем сравнивать и понимать, кто владелец", - поясняет заместитель начальника управления ГИБДД города Москва, полковник полиции Виктор Коваленко.
Пожаловаться будет некому, если автомобиль с такими номерами скроется с места преступления, на выплаты можно не рассчитывать. То же самое, если страховка у иностранца была липовой. И так с любым иностранным номером.
Почему так много машин из Литвы? Просто там это старый и весьма прибыльный бизнес.
"Литва остается ближайшим государством, откуда возможно перевозить автомобили. При этом в Литве остались наработанные схемы и системы еще с тех времен, когда импорт поддержанных иномарок из-за границы в Россию был хорошо налажен", - поясняет автомобильный аналитик Михаил Калинин.
Сотрудники ГИБДД планируют создать единую базу с таможенной службой. Но даже если реального владельца машины в Литве завалят штрафами из России, он легко может оспорить их в суде – просто потому что не выезжал из страны.