Цены на цветы от грядки до прилавка
Цветы - неизменный атрибут праздников. Сейчас этот нежный товар особенно популярен. Но прежде чем попасть в руки прекрасных женщин, ему приходится пересекать несколько границ. У отечественного производителя в этом бизнесе пока весьма скромные позиции. В результате, стоимость букетов вырастает в разы.
Стеклянное небо, вечное солнце. Теплицы одной из крупнейших цветочных компаний Израиля растянулись на гектары. Цвика Фишман ловко срывает герберу за герберой. Созревшие определяет безошибочно. Те, что еще не до конца раскрылись, оставляет на грядке.
"У нас хороший климат для выращивания цветов - солнечные дни, теплые ночи. Это позволяет нам поддерживать невысокие цены. Большинство продукции пойдет на экспорт", - рассказывает сборщик цветов Цвика Фишман.
Аккуратно, чтобы не помялся ни один лепесток, Цвика укладывает товар в специальную коробку - фул на профессиональном сленге - от английского "заполненный". 60 гербер стоят тут не больше трех долларов. Огромной партией их отправляются в Голландию - на главный цветочный аукцион.
Пять дней в неделю, с утра и до вечера работает конвейер, на котором цветы со всего света. Оптовые покупатели - в наушниках и с пультами в руках. Почти компьютерная игра - кто первый нажал на кнопку, тот и выиграл. Одна роза с конвейера, в среднем, 20 евроцентов - 8 рублей.
В аэропортах с середины февраля цветы встречают сотнями тонн. Только в Домодедове за последнюю неделю приземлились больше 200 партий. На таможне - фитосанитарный контроль. Вне очереди - товар скоропортящийся. Чтобы не терять время, почти все поставщики цветов декларации заполняют заранее и отправляют по Интернету.
"До момента приземления воздушного судна у нас уже есть информация о наличии в грузе цветов. Поэтому таможенная инспекция заранее прибывает на воздушную стоянку с тем, чтобы максимально ускорить процесс первичного контроля и обеспечить своевременную доставку до склада временного хранения", - объясняет начальник таможенного поста аэропорта Домодедово Артур Азаров.
Пересекая границу, цветы тут же дорожат на треть. Дальше - больше. Почти стопроцентную накрутку делают оптовики. Вот уж где точно можно почувствовать себя счастливой обладательницей миллиона алых и не только роз. Яркой палитрой хризантемы, сочными букетами тюльпаны или вот - очень редкие желтые анемоны - расскажут о вечном празднике лета в красках, но без запахов. Аромат раскроется только в тепле, а в специальном холодильнике от силы +5. В прохладе и, как ни странно, без воды - цветы хранятся лучше всего. Впрочем, свежие - не значит срезаны вчера. До оптовой базы они едут минимум неделю. Потом поступают в розничную торговлю и, в итоге, у покупателя может оказаться свежая хризантема, которой почти месяц.
На цветах, не дошедших до прилавка, сломались или завяли - розничные торговцы не потеряют. Риски заложены. А с праздничной накруткой одна израильская гербера стоит дороже, чем изначально 60. Но в начале весны цветы не задерживаются на прилавках. Искренность чувств, о которых букеты расскажут без слов, не измерить, пожалуй, деньгами.