Алкоголь на борту самолетов и в предполетной зоне могут объявить вне закона
Из-за пьяных дебошей во время полета. Направляющиеся на отдых россияне отдыхать начинают еще в аэропорту. А потом задержка самолета на 7 часов из-за пьяницы, который избивал жену. Или экстренная посадка в промежуточном аэропорту, опять из-за пьяницы. Один из дебоширов до курорта долетел и теперь боится вернуться из Египта в Россию, где его ждет полиция. Другой, тоже в небе над Египтом, разломал бортовую кухню и рвался в кабину пилотов, он сегодня вернулся. В Москву. И сел на трое суток.
Все эти случаи настолько одиозны и небезопасны, что Госдума решила отреагировать. Заговорили о том, что нужно закрыть магазины беспошлинной торговли в российских аэропортах. Хотя нормы, как наказывать за пьяный дебош, в том числе и в самолете, уже есть.
Пусть все знают, кто тут главный. Саратовский предприниматель Сергей Кабалов рассказывал о своих способностях убить человека двумя пальцами, а потом перешел к делу: избил бортпроводника и пассажира рейса Москва-Хургада.
А бизнесмен из Подмосковья Вячеслав Исмаилов устроил пьяную драку на борту самолета, летевшего на Пхукет. Так начался его медовый месяц.
Самолет вынужденно сел в Ташкенте, там молодоженов и оставили.
А вот Артем Бондаренко, предприниматель из Краснодара, все-таки дождался посадки в Шереметьево и уже там избил сотрудника аэропорта и набросился на полицейского
Кадры с драками в самолётах уже давно никого не удивляют и желающих показать молодецкую удаль на высоте нескольких километров становится только больше. Но последних трех случаев оказалось достаточно, чтобы депутаты Госдумы задумались о новых запретах.
Например, приносить на борт алкоголь из "Дьюти фри". Или вообще запретить продавать.
Для многих уже стало традицией затариться спиртным в "Дьюти фри" на весь отпуск, а потом выпить все по дороге в самолете. И хотя запрет действует уже давно, он мало кого останавливает. А когда потом на высоте 10 тысяч метров происходит очередной пьяный дебош, виновата, конечно, водка проклятая. Ну, или коньяк или виски. И неважно, что выпито сверх всякой меры. Ведь проще же бороться с алкоголем, а не с теми, кто пить не умеет.
В аэропортах задаются вопросом: почему из-за нескольких неадекватных пассажиров нужно наказать всех. И дело даже не в возможности купить бутылку, а в том, что "Дьюти фри" это прямой доход любой воздушной гавани. И немаленький.
"Это позволяет снизить затраты авиакомпаний, которые летают из аэропорта. То есть в конечном счете если доходы от неавиационной деятельности уменьшатся, то за это заплатят пассажиры. Наверное, 500 случаев это много, но я не думаю, что за это по инициативе законодателей должны заплатить 26 миллионов пассажиров, у которых будет билет дороже", - отмечает генеральный директор ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" Михаил Василенко.
Пассажиры и так платят за безопасность, а для дебоширов административный штраф 1,5 тысячи рублей. Впрочем, в авиакомпаниях говорят: дело не в сумме. И предлагают узаконить черные списки, чтобы воздушным хулиганам было, что терять. Ведь получить с такого пассажира компенсацию за вынужденную посадку почти невозможно.
"Но хоть давайте будем удовлетворены тем, что он в черном списке, я больше его на борт не возьму. Хотя бы 3-5 лет. Это, кстати, я предложил. Вообще можно его просто навечно исключать. Ну это, я думаю, мера будет излишняя. И я буду, и пассажиры будут морально удовлетворены, что он наказан. Сегодня хамит и он не наказан, он еще герой при этом. Попробуйте на Западе такое. Такого никогда не будет. Там все жестко отслеживается и жестко наказывается", - говорит генеральный директор авиакомпании "Аэрофлот" Виталий Савельев.
Безопасность для любой авиакомпании на первом месте. И тренировки для экипажей есть на все случаи жизни. В том числе и на случай дебоша в самолете. Программы подготовки в основном иностранные, но там у бортпроводников и летчиков больше возможностей.
"В зарубежных компаниях у них есть даже специальные средства удержания для этих пассажиров, которые включают в себя пластиковые наручники и так далее и тому подобное. Но для нас это не приемлемо, поэтому эта часть у нас не применяется и мы взяли эту методику, переработали и адаптировали под нашу законодательную базу, очень активно используем изучение психологии агрессивного поведения пассажиров", - рассказывает инструктор по аварийно-спасательной подготовке Индиана Талыпова.
Причины агрессии, кончено, могут быть самыми разными, но в последних случаях есть нечто общее. Все трое средней руки бизнесмены, презирающие, похоже, любые правила.
"Современный русский бизнесмен привык жить, умирать, лечиться, делать вообще всё по-другому. Понимаете, у него не должно быть всё как у всех. У него пока нет денег, чтобы нанять свой собственный частный самолет. Казалось бы, ответ: ну найми свой частный самолет. Нет, он пока еще летит с теми лохами, которых он презирает. Но вести себя как лох он не может. И в этом проблема. Поэтому он начинает драться, поэтому он начинает качать какие-то права. Это разбогатевшее быдло в конечном итоге", - считает главный редактор радиостанции "РСН" Сергей Доренко.
И ведь те, кому в полете сам черт не брат, потом вдруг стараются выглядеть тихими и безобидными. Вячеслав Исмаилов, вернувшись на родину, заявил, что драку вообще начал не он, а Сергей Кабалов, тот, что, вроде, может убить двумя пальцами, и вовсе продлил отпуск в солнечном Египте и обратно не торопится.
А дома следователи его действия называют уже не хулиганством, а покушением на угон воздушного судна. Тут не полторы тысячи рублей, а 12 лет за решеткой.
Получается, желающим показать свою крутизну остальным пассажирам и экипажу и без новых запретов есть о чем призадуматься.
Впрочем, главное - это уже набившая оскомину банальная фраза о неотвратимости наказания. Ведь нельзя же, например, садиться за руль пьяным или жечь кнопки в лифте, но садятся и жгут. Запретить автомобили и зажигалки при этом пока никто не пытался.