Из-за потепления на крышах домов продолжится образование сосулек
К столице идёт новый тёплый фронт с осадками. Из-за потепления повышается опасность падения льда с крыш. Зачастую его уборке мешают жильцы домов и автомобилисты.
ДЕЗ уполномочен заявить: территория вокруг домов - сейчас опасная зона. Обильный снегопад и потепление сделали свое дело. Крыши домов, козырьки балконов и подъездов покрылись снежными шапками, которые превратились в свисающие ледяные глыбы и батареи сосулек.
Управляющим компаниям дана команда "Снег!". Специальные бригады в ярких жилетах лезут на верхотуру. Коммунальщики жалуются: во время очистки домов от снега от владельцев квартир помощи ждать не приходится. Мало кто позвонит в диспетчерскую с просьбой убрать наледь с собственного балкона или кондиционера. А если сотрудники с лопатами сами появятся на пороге, их, как правило, дальше порога и не пускают.
"Можно или нельзя собственнику квартиры самому произвести очистку? В целом нежелательно. Лучше прибегнуть к помощи эксплуатирующей компании. А если житель не пускает, мы соответственно не можем произвести мероприятия по очистке", - объясняет директор государственного унитарного предприятия дирекции единого заказчика Пресненского района Александр Кулаков.
Такая же ситуация с припаркованными машинами. На объявления о предстоящей уборке немногие обращают внимание.
"Нужно либо их укрывать, чтобы не повредить, либо ждать эвакуации. Но на это времени нет. Поэтому выходим своими силами - либо вручную их отодвигаем, либо как-то укрываем и производим очистку кровли", - рассказывает директор ГУП ДЭЗ района Якиманка Геннадий Вовкивский.
И все же укрытые машины и железные ограждения - показательный пример скорее центра столицы. По правилам ограждения вокруг опасных участков должны появляется еще во время снегопада. ереливаются ледяные массы.
И все же укрытые от сбитого снега машины и железные ограждения - скорее показательный пример, как должно быть. По нормативам и ограждения должны появляться вокруг опасных участков еще во время снегопада. На деле - не все ответственные компании одинаково активны.
Прошлой зимой в одном из дворов Костромы предупредительных знаков ни до ни после снегопада не видели. Сосулька в прошлом году упала на девочку Веру. Ее отец, Алексей Мартынов, обратился в суд. Дело рассматривали больше полугода.
"Ответчики ссылались на то. что сосулька упала не с крыши непосредственно дома, а с крыши козырька, самовольно возведенного - там был застекленный балкон. Но поскольку они доказать этого не смогли, суд взыскал компенсацию", - рассказала старший помощник прокурора г. Костромы Татьяна Полюлина.
Но даже если бы смогли доказать, свалить всю вину на владельцев балкона все равно бы не получилось. Они бы просто отвечали наравне с управляющей компанией.
"В случае, если с балкона собственника с выступающего элемента падает сосулька или глыба, за это отвечает управляющая компания, потому что она должна была либо оградить эту выступающий элемент, либо балкон, в случае появления сосульки, либо сделать все возможное, чтобы этой сосульки не было", - объясняет директор ГУП ДЭЗ района Якиманка Геннадий Вовкивский.
Вроде бы все ясно. Но на практике, рассмотрение подобных дел в российских судах - редкость.
"Часто нельзя найти ответственных лиц. В суде непросто доказывать вину той организации, которая вред причинила. Поэтому иски не очень популярны, хотя отдельные прецеденты есть. Можно отсудить не очень большую сумму компенсации морального вреда", - говорит юрист общества защиты прав потребителей Игорь Зверев.
Алексей Мартынов из Костромы отсудил у коммунальщиков 25 тысяч рублей. Он сам собрал доказательства. Нашел и уговорил прийти свидетелей в суд - словом, проявил настойчивость и доскональное знание Жилищного и Гражданского кодексов. Отец Веры по профессии - юрист. Остальным лучше зимой внимательно смотреть не только под ноги, но и периодически вверх.