Сразу 27 семей отметили новоселье в Грозном
Квартиры в новых многоэтажках и коттеджах получили люди, которым до этого приходилось выживать практически в походных условиях. Это бывшие беженцы, вернувшиеся в Чеченскую республику из Турции, куда в конце 90-х бежали от войны.
В 1999 году Абуевы бежали от войны в Турцию. Когда Муса забирал семью, ему было 37, а теперь - 50. Все это время он только и думал о том, когда вернется на родину.
"Есть те, которые бояться умереть, не попав в Чечню. Я из числа тех, кто по жизни был сильно привязан к своей родине, но обстоятельства заставили меня ее покинуть", - объясняет Муса Абуев.
Русский сыну Мусы Асламбеку придется учить заново. За это время для него родным стал турецкий. На нем Асламбек и говорит в повседневной жизни.
"Мне родители рассказывали о Чечне, что здесь да как. Конечно, я часто смотрел телевизор, чтобы быть в курсе. Было всегда любопытно. Я рад, что приехал", - говорит Асламбек Абуев.
О том, что им дадут шестикомнатную квартиру в коттедже почти в центре Грозного, да еще и с обстановкой, Абуевы даже не мечтали. По соседству в таких же коттеджах еще несколько семей уже бывших беженцев.
Возвращение беженцев началось в конце прошлого года. Как рассказывает советник главы республики Амруддин Эдильгириев, в лагеря не раз выезжали официальные представители, пытаясь объяснить людям, что их ждут на родине.
"Были проблемы с просроченными паспортами. Им посольство в Стамбуле выдавало справки, чтобы они могли домой прилететь. Были люди вообще без паспортов", - рассказывает председатель комитета правительства Чеченской Республики по туризму, советник главы Чеченской Республики Амруддин Эдильгириев.
Всех, кто вернулся, пока это 27 семей, жильем обеспечили. Фариза и Хийжан жили по соседству и в турецком лагере, теперь они соседки и в Грозном. Если одним квартиры дали в коттеджах, то другим - в многоэтажке.
"Мы очень рады, что мы здесь вместе опять", - говорит Фариза Эпиндиева.
Фариза воспитывает двоих детей, а когда уезжала в Турцию она сама была ребенком 16 лет. Пару раз бывала дома в гостях, но не решалась вернуться навсегда, потому что жилья в республике у нее не было. Не решались и другие, в основном, все по той же причине.
Сколько людей покинули республику за последние годы - точно не знает никто. Официального учета никогда не велось. Местные власти надеются, что в рамках программы они смогут возвратить хотя бы часть из них.
По официальным данным, в турецких лагерях еще остаются более одной тысячи выходцев из Чеченской республики, и большинство из них не прочь вернуться на родину. Но говорить о каких-либо сроках, пока сложно.