Тем, у кого нет мамы и папы, нужнее множества игрушек житейский совет
И те, кто сам вырос в детдоме, и те, кто сегодня защищает интересы детей, говорят и о разумности этой помощи – им нужно помогать не только вырасти, но и стать самостоятельными. Ведь получив путевку в жизнь, многие даже не знают, как жить за стенами детдома.
Как учат жизни тех, кто вырос без семьи, тому, чему только в семье и учатся - обычным бытовым и социальным навыкам?
"Мне было страшно: господи, а как я себе носки куплю? Как я буду ездить в метро, в трамвае? Мы привыкли, что в детдоме проезд бесплатный. Когда я вышла из детского дома, мне никто этого не объяснил. Я звонила просто в "скорую" и говорила: "Скорую" мне домой не нужно, просто дайте совет", - рассказывает Галина Борисевич.
Это был ее сигнал SOS в море проблем под названием взрослая жизнь. Оказалось, там не живут на всем готовом и нет того, к чему привыкла: приглашений в столовую, подарков к праздникам и воспитателей, которые так ни разу и не поговорили с Галей Борисевич по душам. О мире, что за забором детского дома.
В следующий раз коллекция игрушек пополнится 23 февраля. Потом будет 8 марта, 1 мая и так далее. Дети привыкли красный день календаря в интернат обязательно приедут гости, не с пустыми руками
"Приносят пазлы, развивающие игрушки, кто-то принес настольный хоккей. Они приносят, приносят, и это, конечно, нас безумно радует", - говорит волонтер Александра Менумерова.
Такая бурная деятельность волонтеров его, наоборот, огорчает. Хотя сам Александр Гезалов в прошлом воспитанник десткого дома, а в настоящем - рукводитель центра помощи сиротам. Не то чтобы он против подарков, говорит: тем, у кого нет мамы и папы, житейский совет нужнее множества игрушек, пусть даже развивающих.
"У ребенка хаос в голове. Он воспринимается и воспринимает мир как постоянный праздник, как будто вокруг него все время так будут носиться. И он начинает к этому привыкать. Его, как бревно, возят туда-сюда. А потом говорят: "Ну-ка, бревно, давай иди на работу". А чего бревно пойдет? Оно все там поcносит", - говорит эксперт Общественной палаты РФ Александр Гезалов.
Иван Шмелев - один из тех, кто наломал немало дров. После приюта бросил ПТУ. Работу не нашел, начал воровать. Потом арест, суд и приговор.
"Из 30 человек выпуска не сидит всего человек 10. 20 человек уже все сидят в тюрьме. Ну, потому что поддержки нет после. Я жил там 6 или 7 лет, привыкаешь к халяве", - рассказывает Иван.
С такими мыслями во взрослую жизнь ежегодно отправляются 20 тысяч детдомовцев. Каждый получает внушительное выходное пособие.
Антон с Татьяной спустили все за неделю. В интрнате их научили математике, но не тому как обращаться с деньгами. Из прикладных знаний школьной программы сиротам могли пригодиться развве что несколько уроков домоводства, где мальчики делали швабры, а девочки варили суп. Но детей эти занятия интересовали мало. Их, взрослых, заново учила жизнь.
"Когда наш родной ребенок заканчивает школу, у него остаются его семья, его комнаты, его любимые вещи, его соседи, его друзья, то есть его социальная поддержка. Когда ребенок-сирота выходит из детского дома, меняется все", - отмечает старший научный сотрудник лаборатории "Психолого-социальные проблемы безнадзорности и сиротства" МГППУ Екатерина Селенина.
Чтобы перемены были не столь пугающими, меняться начинают сами детские дома. В некоторых регионах старшеклассников отселяют от остальных воспитанников, как правило, в небольшие квартиры, где нет уборщиц и поваров, а есть несколько месяцев на то, чтобы стать самостоятельными.
В свои дома сирот приглашают и обычные горожане. Так называемые патронатные семьи или семейно-воспитательные группы. Альтернатива усыновлению для тех кто хочет помогать детдомовцам. Словно своим, чужие дяди и тети объясняют детям азбучные истины домашнего хозяйства: как правильно подбирать одежду, красить ресницы и точить ножи. Их берут с собой в магазин и учат пользоваться метро. Кажется, серые будни, за которые обычно никто и спасибо не скажет.
"Дети сразу понимают, цепляются. Очень такие целеустремленные. Они стараются добиваться. Только подталкиваешь объясняешь - нужно самому. Я не могу дать выше потолка, государство тоже. Сам ребенок должен понять", - рассказывает семейный воспитатель Галина Тоскина.
Она смогла стать хорошей мамой. Сегодня у Галины Борисевич трое детей. Когда подрастет дочка, планирует брать к себе на выходные ребят из интерната. Вот только не решила, нужны ли им ее откровения о том, как сама несколько лет ночевала в подъездах, голодала и перебивалась случайными заработками. Кажется, эта девушка из детдома доказала: выживает сильнейший. И вроде бы характер железный, опыт бесценный. Не хватает только одного - веры в себя. Никто ее этому не научил.
"Я не могу устроиться на работу. У меня проблема в плане комуникабельности. Нет, закомплексованности. Мы не выглядим, как домашние. Домашние ухожены. Одеваются по-другому", - говорит Галина.
Галина Борисевич покинула детский дом 17 лет назад.