В Кабардино-Балкарии набирает обороты скандальная история обмана с чернобыльскими компенсациями
Это дело становится все запутаннее. История с оскорбленными ликвидаторами, миллионными мошенниками и бессердечным судом обрастает такими подробностями, что не то что виноватых - правых уже не найти. Даже факты каждый излагает по-своему. Центральная фигура скандала - сотрудница республиканского Минтруда Лера Алхасова, представлявшая интересы чернобыльцев в городском суде Нальчика и выигравшая для них крупные компенсации за моральный ущерб.
"Мы все обрадовались: да, действительно, получим деньги, у многих учатся внуки в вузах, надо платить, кому-то жилье построить, кто-то еще что-то надумал. И особенно много денег уходит на дорогостоящие операции, лечение", - говорит председатель региональной организации "Союз Чернобыль" Али Кучмезов.
Верховный суд Кабардино-Балкарии, однако, это решение отменил: в момент аварии на Чернобыльской АЭС статьи о компенсации морального вреда просто не было - ее приняли только в 90-е, а закон обратной силы не имеет. Деньги, большей частью уже потраченные, ликвидаторам теперь приходится возвращать. Вот тут и начались странности. От кого-то потребовали вернуть вдвое больше, чем они получили на руки. Появилась информация: Алхасова, вроде бы, требовала за свои услуги пятьдесят процентов от компенсации. Сама она это категорически отрицает, более того, говорит: не она предлагала чернобыльцам судиться, а они - ей.
"В конце 2010 года группа чернобыльцев ко мне обратилась, чтобы я помогла им составить иск в суд о взыскании компенсации за моральный вред. Я составила исковое заявление, отдала председателям союза чернобыльцев, они изучили, посмотрели, согласились с текстом, озвучили размеры компенсации, на что они согласны были. Я получала вознаграждение за свой труд, но никак не 50%, от 20 до 30 тысяч, может, кто-то и больше платил", - рассказала представитель ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС Лера Алхасова.
Самое непонятное в этой истории - то, что часть чернобыльцев подтверждают слова Алхасовой. А другие говорят, что отдавать им приходится вдвое больше.
Мнения ликвидаторов парадоксальным образом разделились - это подтверждают и в республиканской прокуратуре.
"Часть граждан жалуется на то, что они не согласны с решением Верховного суда, часть жалуется на действия Алхасовой и ставит вопрос о привлечении ее к уголовной ответственности", - сообщил начальник отдела прокуратуры КБР по надзору за расследованием преступлений Магомед Мизиев.
В региональном следственном управлении Следственного комитета допускают, что имело место мошенничество. Еще предстоит разобраться, куда смотрел Нальчикский городской суд, там-то должны были знать, что закон не имеет обратной силы, когда присуждали крупные суммы. А одна из судей вынесла решение сразу по четыремстам искам! Ее и двух ее коллег лишили мантий; зампредседателя, который курировал процессы, сняли с должности. А вопрос, кто виноват и куда делись миллионы - пока остается без ответа.