С января по новым правилам будет оплачиваться страховка на общественном транспорте
Любой синяк, а тем более перелом, полученный в результате аварии на автобусе или маршрутке - это законный повод для выплаты компенсации. Главное - получить у водителя билет и сохранить его.
Резкое торможение автобуса для Юлии Хорава закончилось переломом ноги со смещением. Только две операции обошлись ей в 100 тысяч рублей, но эти деньги ей так никто и не возместил.
Перевозчик не был застрахован, а значит получить компенсацию Юлия могла только по суду. Но она, как и многие из нас, побоялась судебной волокиты и так и осталась ни с чем.
"Как правило такое возмещение происходит исключительно на основании судебных решений, потому что в добровольном порядке пассажирам если и выплачивают, то выплачивают на самом деле копейки, а далеко не каждый человек готов пойти в суд, чтобы отстаивать свои права, чтобы получить 10-12-15 тысяч", - говорит президент национального Союза страховщиков ответственности Андрей Юрьев.
Теперь ситуация поменялась - с нового года любой пассажир общественного транспорта будет автоматически застрахован на приличную сумму. Её максимальный размер на любом виде транспорта - 2 миллиона 25 тысяч рублей. Это в случае смерти пассажира. Перелом ноги, к примеру, - 240 тысяч рублей, сотрясение мозга - 60 тысяч, повреждение внутренних органов - 100, травматический шок - 200, потеря беременности - миллион. Расписаны даже ушибы. Если травм несколько - они суммируются. Отдельно вред имуществу, а также инвалидность.
"Это также фиксируется, и потерпевший вправе требовать у страховой компании перерасчета страховой суммы. При этом страхования компания вправе за свои деньги отправить на судмедэкспертизу потерпевшего для подтверждения причинно-следственной связи и ухудшения здоровья", - объясняет заместитель директора Департамента экономики и финансов Министерства транспорта России Николай Галимов.
Новый закон о страховании на транспорте уравнивает наконец всех пассажиров, не зависимо от возраста, пола и работоспособности.
Отдельная история - это метро и такси. В метрополитене своя система страхования, но выплаты здесь должны быть не меньше, чем на других видах транспорта. А вот пассажиры такси защищены только обыкновенным полисом ОСАГО, который должен быть у любого водителя, но здесь выплаты гораздо меньше - за вред здоровью максимум 400 тысяч на всех пассажиров. А вот самый опасный по статистике вид транспорта - маршрутное такси защищено теперь максимально. Нужно только не забывать брать билетик у водителя - может пригодиться.
"Поскольку у нас билет является подтверждением самого факта перевозки, когда мы приходим в такси и берем билет, мы видим набор цифр, который уникален для каждого билета. Поэтому определить по билету, когда что произошло в транспортной организации, не составит никакого труда", - объясняет заместитель директора Департамента экономики и финансов Министерства транспорта России Николай Галимов.
Первый, к кому должен обратиться пассажир в случае аварии, это водитель. Его обязанность сообщить о ЧП диспетчеру, вызвать скорую и ГИБДД. У водителя же можно уточнить и координаты страховой компании, которая будет платить за лечение. Эта информация должна быть на сайте перевозчика. Сроки обращения за денежными выплатами законом не ограничены. Из документов обязательны только два - заявление пострадавшего и медицинская справка с точным диагнозом. Если есть билет - хорошо, но доказывать страховщикам ничего не нужно, если у них есть сомнения - они сами будут перепроверять факты.
Если перевозчик не застрахован, то за травмы пассажиров он будет платить из своего бюджета по тем же тарифам, что и страховая компания. А если отказывается, то нужно жаловаться службу транспортного надзора. За отсутствие страховки можно даже потерять лицензию. Но сначала заплатить по счетам пассажира.