Первый канал провел собственное расследование о том, как происходит в России усыновление
Ускоренная, часто с нарушениями, передача детей иностранцам и, наоборот, искусственное создание препятствий для усыновителей из числа россиян - все это реальные истории. Первый канал узнал о них задолго до принятия закона Димы Яковлева.
Настину маму лишили родительских прав. Пока двоюродная бабушка сама оформляла документы на опеку, за американских кандидатов все необходимые бумаги подготовило агентство, со своей работой оно успешно справилось. Девочку удочерили и увезли в Америку, куда и к кому - для родных теперь тайна усыновления. Другая загадка - почему органы опеки не отдали предпочтение родственникам, которые по закону имеют на это право?
В Московской школе приемных родителей целая лекция о том, как отстаивать свои права в органах опеки. По мнению специалистов, некоторых детей специально готовят к иностранному усыновлению и делают все, чтобы российским родителям они не достались.
"Приписывают часто диагнозы, особенно гепатит С, не показывают анкеты, например, или фотографируют детей так, что они выглядят ужасно на фотографии, или есть ситуации, когда приходит человек, а говорят, мы этого ребенка не отдадим, у него есть брат, сестра, или еще документы не в порядке, смотрите другого!", - рассказывает руководитель направления содействия семейного устройства благотворительного фонда "Семья" Алексей Рудов.
Казалось, этой любви с первого взгляда не помешает никто – они ехали за ним 800 километров; он, увидев их, протянул свои ручки. Но всеобщую радость прервал сотрудник опеки. Сообщил: у малыша страшный диагноз "гепатит С".
По словам Дмитрия и Елены, им сразу же предложили написать отказ на больного ребенка. Сейчас родители уверены: помог материнский инстинкт. Елена настояла на независимой медицинской экспертизе.
"Перезвонил нам представитель опеки и таким радостным голосом сообщает моему мужу: "А вы знаете, у вашего ребенка нет гепатита C". Дима говорит: "Надо же, какое чудесное исцеление, за сутки у ребенка пропал гепатит С!", - вспоминает Елена Москалева.
По закону, приоритет на усыновление российских детей у российских кандидатов в приемные родители. Для того, чтобы отдать малыша иностранцам, органам опеки необходимо в суде доказать: здесь у ребенка нет шансов найти семью. Для этого, по словам экспертов, и собирают отказы на детей.
Любовь рассказывает: ей показали пять фотографий, она выбрала одну девочку, а на четырех других ей сказали написать отказ. Но когда женщина решила взять маленькую Марину под опеку, это оказалось невозможным по странной причине – якобы ребенок больше достоин усыновления. К слову, единственная возможная форма устройства наших детей в иностранные семьи.
"Если вы открываете федеральную базу данных, там написано, что ребенок может быть усыновлен, передан под опеку в приемную семью. У всех детишек, у которых это возможно, прописаны все три формы устройства. Если они прописаны, почему они не отдают ребенка в приемную семью?", - недоумевает Любовь Брайнина.
В итоге свое право на опеку Любовь отстояла только в суде.
По подсчетам уполномоченного по правам ребенка Санкт-Петербурга, северная столица - один из лидеров среди российских регионов. Только в прошлом году более половины всех усыновленных - уехали за рубеж. По словам экспертов, чем ближе к границе, тем больше количество иностранных усыновлений. Например, в Еврейской автономной области на одного российского опекуна пять зарубежных. При этом некоторые детские дома больше похожи на магазины.
"Вокруг иностранного усыновления крутятся огромные деньги и, по приблизительным подсчетам экспертов, где-то примерно 1,5 миллиарда долларов составляет ежегодно рынок иностранного усыновления в России, - рассказывает уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов. - Усыновление российского ребенка, по официальным расценкам, через агентства, которые работают в России, стоит от 30 до 50 тысяч долларов".
По мнению специалистов, необходимо разработать более прозрачную и понятную систему усыновления иностранными гражданами наших детей и, возможно, отказаться от агентств-посредников, которые зарабатывают на этом деньги. И, конечно, не только не мешать нашим гражданам брать детей в свои семьи, но и помогать.
Иначе доходит до трагичного абсурда, когда даже родственники не успевают оформить опеку над родными детьми.