В Приморском крае обустраивают быт переселенцы из Боливии
Несколько десятков человек, потомки русских староверов, бежавших в Латинскую Америку от советской власти. Им не привыкать к спартанским условиям и тяжелому труду, но неожиданно многие из тех, кто приехал по государственной программе возвращения соотечественников, оказались на исторической родине в положении нелегалов.
К снегу и морозной погоде дети семьи Мурачевых пока не привыкли. Они вместе с родителями приехали в Приморье из Южной Америки два года назад.
"Здесь мне понравилось зимой на коньках кататься. В Южной Америке нечего было делать. Жарища!" – делится впечатлениями житель поселка Дерсу Евстафий Мурачев.
Это потомки староверов, живших здесь, в таёжном поселке Дерсу еще до советской власти. Их прадеды после революции бежали в Китай, а дальше кто куда: в Австралию, Канаду, Америку. Теперь эмигранты, как они сами говорят, возвращаются на земли отцов.
Первыми четыре года назад приехали всего три семьи и сразу же занялись привычным земледелием. Вторая группа сначала поселилась под Уссурийском в Корфовке, но выделенная им старая пятиэтажка и шумные соседи пришлись не по душе.
Еще 5 лет назад большинство домов в поселке Дерсу были попросту заброшены. Сейчас нет ни одного свободного. Население выросло практически в десять раз и составляет уже 70 человек. По словам староверов это не предел, и сюда могут приехать новые семьи. Все это выглядит, как настоящее возрождение забытого таежного поселка. Но на самом деле, мало кто знает, с какими трудностями приходится сталкиваться переселенцам.
Почти ежедневно Елисей Мурачев с братом и сыновьями отправляются к реке Большая Уссурка с бензопилой и санками.
"Сколько мы сейчас заготовили, нам не хватит на зиму. Нужно каждый день подвозить и подвозить, чтобы на зиму", - говорит Елисей Мурачев.
Берут только сушняк в речных заломах. Пилить лес в тайге, нельзя. Это территория национального парка "Удэгейская легенда" и выделить лесосеку староверам он пока не может.
"Парку уже исполнилось 5 лет с момента организации, но до сих пор мы находимся в подвешенном состоянии, потому что границы условные и юридически не закреплены", - отмечает директор национального парка "Удэгейская легенда" Борис Литвинов.
Когда все юридические формальности будут улажены, старообрядцы смогут получать лес и под строительство.
На сходе старейшин уже обсуждают план размещения будущих усадеб. Желание строиться огромное. Но не все переселенцы получили российское гражданство, а значит, не могут оформить землю в собственность.
"Это самая главная для нас гарантия жизни. Что земля есть, это мы жители. А ежели земли нет, то какие мы жители? Потому что мы всю жизнь на земле прожили", - говорит Ульян Мурачев.
Свободные поля в округе есть, но пока удалось получить, в аренду всего 600 гектаров. Община живет скромно, в основном на прежние сбережения. Зарабатывают от случая к случаю тем, что продают туристам расшитые в уникальной старинной технике полотенца и скатерти, и домашний хлеб. Женщинам часто приходится работать при свечах. Свет в Дерсу дают дважды в сутки.
"На 5 часов работы дизеля дают топлива. Но бывают перебои. То не смогут привезти, с маслом сейчас перебои. Нет масла", - отмечает моторист дизель-электростанции Сергей Леонов.
Получается, что земля предков, о возвращении на которую староверы так мечтали, покоряется с трудом. Но они не унывают. Надеются, на себя и поддержку государства в виде льгот на приобретение земли и сельхозтехники. И если все получится, старообрядцы обещают остаться надолго. Кстати, за время жизни общины в Приморье, на свет уже появились пятеро новых граждан России.
"До сих пор мы находимся в подвешенном состоянии, потому что границы условные и юридически не закреплены", - отмечает директор национального парка "Удэгейская легенда" Борис Литвинов.
Когда все юридические формальности будут улажены, старообрядцы смогут получать лес и под строительство.
На сходе старейшин уже обсуждают план размещения будущих усадеб. Желание строиться огромное. Но не все переселенцы получили российское гражданство, а значит, не могут оформить землю в собственность.
"Это самая главная для нас гарантия жизни. Что земля есть, это мы жители. А ежели земли нет, то какие мы жители? Потому что мы всю жизнь на земле прожили", - говорит Ульян Мурачев.
Свободные поля в округе есть, но пока удалось получить, в аренду всего 600 гектаров. Община живет скромно, в основном на прежние сбережения. Зарабатывают от случая к случаю тем, что продают туристам расшитые в уникальной старинной технике полотенца и скатерти, и домашний хлеб. Женщинам часто приходится работать при свечах. Свет в Дерсу дают дважды в сутки.
"На 5 часов работы дизеля дают топлива. Но бывают перебои. То не смогут привезти, с маслом сейчас перебои. Нет масла", - отмечает моторист дизель-электростанции Сергей Леонов.
Получается, что земля предков, о возвращении на которую староверы так мечтали, покоряется с трудом. Но они не унывают. Надеются, на себя и поддержку государства в виде льгот на приобретение земли и сельхозтехники. И если все получится, старообрядцы обещают остаться надолго. Кстати, за время жизни общины в Приморье, на свет уже появились пятеро новых граждан России.
но до сих пор мы находимся в подвешенном состоянии, потому что границы условные и юридически не закреплены", - отмечает директор национального парка "Удэгейская легенда" Борис Литвинов.
Когда все юридические формальности будут улажены, старообрядцы смогут получать лес и под строительство.
На сходе старейшин уже обсуждают план размещения будущих усадеб. Желание строиться огромное. Но не все переселенцы получили российское гражданство, а значит, не могут оформить землю в собственность.
"Это самая главная для нас гарантия жизни. Что земля есть, это мы жители. А ежели земли нет, то какие мы жители? Потому что мы всю жизнь на земле прожили", - говорит Ульян Мурачев.
Свободные поля в округе есть, но пока удалось получить, в аренду всего 600 гектаров. Община живет скромно, в основном на прежние сбережения. Зарабатывают от случая к случаю тем, что продают туристам расшитые в уникальной старинной технике полотенца и скатерти, и домашний хлеб. Женщинам часто приходится работать при свечах. Свет в Дерсу дают дважды в сутки.
"На 5 часов работы дизеля дают топлива. Но бывают перебои. То не смогут привезти, с маслом сейчас перебои. Нет масла", - отмечает моторист дизель-электростанции Сергей Леонов.
Получается, что земля предков, о возвращении на которую староверы так мечтали, покоряется с трудом. Но они не унывают. Надеются, на себя и поддержку государства в виде льгот на приобретение земли и сельхозтехники. И если все получится, старообрядцы обещают остаться надолго. Кстати, за время жизни общины в Приморье, на свет уже появились пятеро новых граждан России.
но до сих пор мы находимся в подвешенном состоянии, потому что границы условные и юридически не закреплены", - отмечает директор национального парка "Удэгейская легенда" Борис Литвинов.
Когда все юридические формальности будут улажены, старообрядцы смогут получать лес и под строительство.
На сходе старейшин уже обсуждают план размещения будущих усадеб. Желание строиться огромное. Но не все переселенцы получили российское гражданство, а значит, не могут оформить землю в собственность.
"Это самая главная для нас гарантия жизни. Что земля есть, это мы жители. А ежели земли нет, то какие мы жители? Потому что мы всю жизнь на земле прожили", - говорит Ульян Мурачев.
Свободные поля в округе есть, но пока удалось получить, в аренду всего 600 гектаров. Община живет скромно, в основном на прежние сбережения. Зарабатывают от случая к случаю тем, что продают туристам расшитые в уникальной старинной технике полотенца и скатерти, и домашний хлеб. Женщинам часто приходится работать при свечах. Свет в Дерсу дают дважды в сутки.
"На 5 часов работы дизеля дают топлива. Но бывают перебои. То не смогут привезти, с маслом сейчас перебои. Нет масла", - отмечает моторист дизель-электростанции Сергей Леонов.
Получается, что земля предков, о возвращении на которую староверы так мечтали, покоряется с трудом. Но они не унывают. Надеются, на себя и поддержку государства в виде льгот на приобретение земли и сельхозтехники. И если все получится, старообрядцы обещают остаться надолго. Кстати, за время жизни общины в Приморье, на свет уже появились пятеро новых граждан России.
но до сих пор мы находимся в подвешенном состоянии, потому что границы условные и юридически не закреплены", - отмечает директор национального парка "Удэгейская легенда" Борис Литвинов.
Когда все юридические формальности будут улажены, старообрядцы смогут получать лес и под строительство.
На сходе старейшин уже обсуждают план размещения будущих усадеб. Желание строиться огромное. Но не все переселенцы получили российское гражданство, а значит, не могут оформить землю в собственность.
"Это самая главная для нас гарантия жизни. Что земля есть, это мы жители. А ежели земли нет, то какие мы жители? Потому что мы всю жизнь на земле прожили", - говорит Ульян Мурачев.
Свободные поля в округе есть, но пока удалось получить, в аренду всего 600 гектаров. Община живет скромно, в основном на прежние сбережения. Зарабатывают от случая к случаю тем, что продают туристам расшитые в уникальной старинной технике полотенца и скатерти, и домашний хлеб. Женщинам часто приходится работать при свечах. Свет в Дерсу дают дважды в сутки.
Получается, что земля предков, о возвращении на которую староверы так мечтали, покоряется с трудом. Но они не унывают. Надеются, на себя и поддержку государства в виде льгот на приобретение земли и сельхозтехники. И если все получится, старообрядцы обещают остаться надолго. Кстати, за время жизни общины в Приморье, на свет уже появились пятеро новых граждан России.