Разведённые супруги всё чаще сводят счёты самым жестоким образом
Ребёнок как инструмент шантажа или мести. Истории, похожие на фабулу психологического триллера, всё чаще становятся реальными семейными драмами обычных граждан. Лишить права опеки или просто украсть, разведённые супруги сводят счёты самым жестоким образом, забывая о том, что больше всех в такой ситуации страдает ребёнок.
Жизнь Ирины Довгалевой проходит теперь в бесконечных хождениях по отделам Полиции, Прокуратуры и судам. Она пытается вернуть себе дочку. Годовалую Малику похитил собственный отец, забрал у матери из рук прямо в аэропорту, когда она с девочкой вернулась из отпуска. Не успела Ирина опомниться, как бывший муж быстро сел в машину и уехал.
"Ибрагим не выходит на связь, ребенка никто не видел, никто не знает, где он находится. Я не хочу отобрать ребенка, хочу, чтобы мы просто договорились, чтобы ребенок видел и меня, и его", - говорит Ирина Довгалева.
Все обращения в полицию не принесли никакого результата, следователи отказываются возбуждать дело, ссылаясь на то, что семейные конфликты должны решаться исключительно в судебном порядке. Ситуации, когда дети становятся заложниками семейных конфликтов, в последнее время происходят все чаще.
"Такого понятия как "похищение ребенка одним из родителей" в юриспруденции не существует, поскольку в силу конституции родители имеют равные права и обязанности по отношению к детям", - поясняет специалист центра семейного права Татьяна Кетман.
У юристов в таких ситуациях совет тот же, что и у полицейских: обращаться в суд. Но, как убедилась Наталья Баранова, даже если закон на стороне матери, вернуть ребенка и наказать отца-похитителя фактически невозможно. Своего сына она не видела уже четыре года после того, как бывший муж тайком увез мальчика из школы. О количестве написанных в разные инстанции писем говорит толщина вот этой папки. Женщина добилась-таки лишения отца родительских прав, а позже в полиции против него даже возбудили уголовное дело по статье "Самоуправство". Однако, где ее сын Наталья по-прежнему не знает. Исполнять решение суда экс-супруг не собирается, а приставы в поисках похитителя топчутся на месте.
"Ответ мне прозвучал в телефонную трубку такой: что вы хотите? Если его полиция найти не может, мы тем более. Мы в основном по имуществу работаем. Если вы самостоятельно найдете, мы вместе выедем, передадим либо вам, либо органы опеки передадут вам ребенка", - говорит Наталья Баранова.
Наталья уверена, что, используя ребенка, бывший супруг просто решил ей отомстить за то, что она от него ушла. По мнению психологов, именно месть часто - один из основных мотивов похищений.
Теоретически, при исчезновении ребенка мать имеет право добиваться возбуждения и расследования уголовного дела по статье "убийство". Тогда хотя бы экс-супруга можно объявить в розыск как подозреваемого. Именно так хотела поступить Наталья Баранова из Новосибирска. Но бывший муж, видимо, предвидя такое развитие событий, снял ребенка на видео и выложил запись в интернет. Как доказательство того, что с сыном все в порядке.
"Их собственные амбиции, стремление показать окружающим, что они могут это сделать - причинить максимальные психологические страдания матери ребенка, с которой, очевидно, отношения не сложились, - этот мотив вытесняет все остальные", - отмечает детский психолог Антон Сорин.
По мнению экспертов, повлиять на ситуацию, когда дети становятся заложниками супружеских конфликтов, можно только с помощью поправок в семейный кодекс. А также ужесточив ответственность за неисполнение решений суда. А пока матерям остается надеяться разве что на отзывчивость людей, которые, увидев похищенного ребенка на улице, не пройдут мимо, а позвонят в полицию.