Участились случаи, когда автолюбители приобретают машины, которые находятся в залоге у банков
В Россия участились случаи, когда автолюбители приобретают поддержанные машины, которые, как потом оказывается, находятся в залоге у банков. Новые хозяева лишаются транспорта, и вернуть такую покупку практически не реально. Как утверждают специалисты, по закону всё правильно, но решить подобные проблемы можно, создав в стране единую базу данных залоговых автомобилей.
Выгодной покупке Валерий радовался около года. На его объявление о продаже лесовоза откликнулся покупатель: предложил обменять спецтехнику на японский внедорожник, да еще и с неплохой доплатой - 400 тысяч рублей. Ударили по рукам. А недавно Валерию пришла повестка в суд.
"С учета она была снята, я ее пригнал домой, на учет поставил. Год и два ездил, а потом пришла бумага, что машина в залоге", - рассказывает владелец автомобиля Валерий Манеев.
Выяснилось: один из банков искал этот автомобиль 5 лет. Он был заложен под кредит в 800 тысяч рублей. За это время иномарка сменила несколько владельцев. Не повезло последнему.
"Я говорю: кто деньги брал, с того и требуйте. А того, говорят, нет в живых. Значит, выходит, я виновник что ли", - говорит владелец автомобиля Валерий Манеев.
По закону выходит именно так.
"Позиция правовая. Несмотря на то, сколько раз продавался автомобиль, к кому перешел автомобиль, залог остается на автомобиль", - поясняет начальник отдела организации работы по розыску должников и их имущества УФССП по Свердловской области Сергей Кулаков.
Проблема в том, что в России нет единой базы данных залоговых автомобилей. Причем залогов на машину может быть несколько. И не только у банка, у любого юридического или физического лица.
"В 90-е Госинспекция регистрировала договора залога. А потом был принят Гражданский кодекс, где было отменено это требование, и с тех пор договора залога авто нигде не регистрируются", - говорит заместитель председателя некоммерческого объединения "Уральский банковский союз" Евгений Болотин.
Это теперь Валерий понимает: должна была насторожить и скромная сумма, которую запросил прежний владелец, и дубликат паспорта транспортного средства, сам паспорт банк при залоге забирает. Но мошенникам, которые берут автокредит, а через несколько месяцев выставляют машину по низкой цене, так легко поверить! На вопросы покупателей, почему нет оригинала паспорта, отвечают: потерян или украден. Сгорела, к примеру, дача и ПТС вместе с ней. Поэтому и машину так срочно продают, чтобы дачу отстроить.
"Единственное, чем может себя покупатель обезопасить: в тексте договора продавец должен прописать, что он уведомляет, что авто не в залоге, не под арестом, не наложено никаких обременений. Это дает возможность вернуть стоимость денег, которые были заплачены за автомобиль", - отмечает заместитель председателя некоммерческого объединения "Уральский банковский союз" Евгений Болотин.
Но предыдущий владелец иномарки уверяет: ничего не знал о ее темном прошлом. За что купил, за то продал. Судиться с ним можно, но шансы вернуть деньги, говорят юристы, невелики. Зато дают еще один совет: покупая машину с рук, проверьте продавца, а лучше всех предыдущих владельцев автомобиля, не являются ли они крупными должниками. Такая информация есть на сайте федеральной службы судебных приставов.
"Будем мы судиться. Дело уже не денег. Дело принципа", - говорит владелец автомобиля Валерий Манеев.
Самое обидное для Валерия: машина по прежнему стоит в его гараже. Судебные приставы оставили ему автомобиль на ответственное хранение. Пока банк не выставит его на торги. Первым покупателем собирается стать сам Валерий: слишком много сил и средств вложил он в машину, чтобы теперь с ней расстаться.