Проблемы ОСАГО: в Россию приходят снегопады, а вместе с ними — многочисленные аварии и заторы
Зима в окно стучится. На следующей неделе почти вся Россия - территория снегопада. Для водителей это - наступление "дней жестянщика". Поэтому и обсуждение возможного повышения выплат по ОСАГО стучит в каждое сердце.
За разбитую машину - до 400 тысяч рублей, за вред здоровью - до полумиллиона. Но те, кто сидит за рулем, получить эти деньги даже не надеются, жалуясь, что и половину потраченного на ремонт получить невозможно - страховщики придираются ко всему.
Поэтому попавшие в аварию, даже в случае легкой царапины, остаются на дороге, а не обмениваются номерами страховок, как во всем мире. Часами ждут полицейского с протоколом, но зачастую и это не помогает.
Два расколотых бампера, а вокруг пробка. Таких аварий большинство. В Центре управления движением легко увидеть, как рядом с местом ДТП в считанные минуты собирается затор.
Интернет-сервисы уже давно отмечают места аварий на карте городских пробок - вокруг них все красное. Выглядит, как кровеносная система с холестериновыми бляшками. Такая вот автомобильная закупорка сосудов.
Казалось бы, от этой болезни есть лекарство. Ведь при небольшом ущербе, до 25 тысяч рублей, можно не ждать инспектора ГАИ, а сразу разъехаться и обратиться в страховую компанию без справок. Но автомобилисты не спешат сами оценивать ущерб и все-таки ждут, иногда часами, и вносят свой вклад в километровые пробки - и вклад совсем не маленький.
"Боятся, что проблемы со страховыми компаниями в дальнейшем будут, из-за этого вызывают нас, и с нашим участием происходит оформление", - поясняет инспектор ДПС Антон Порошин.
Боятся, похоже, не зря. Ведь даже правильно оформленная справка из ГАИ все равно не гарантия выплаты.
Повреждения машины Евгения Вашкевича страховая компания оценила в 40 тысяч рублей. Для ремонта этого оказалось, мягко говоря, маловато. "Прошел независимую оценку, и там насчитали плюс еще 110 тысяч", - рассказывает автомобилист.
Помятые крыло и дверь в машине Сергея Дериглазова, по мнению страховщиков, можно починить всего за 4,5 тысячи, хотя эксперты называют сумму в пять раз больше.
С удивительными расценками столкнулась и Наталья Мельникова - в ее "Мазду" сзади въехала фура и протащила несколько сотен метров, как раз до "Мерседеса".
"Страховая компания прислала SMS, что на расчетный счет перечислена сумма 56 тысяч. Конечно, повреждения такие - только два стекла на эти деньги купить можно и фару", - говорит Мельникова.
Наталья пошла в суд, но так поступают далеко не все. Юристы говорят - в этом все дело.
"Суды - это сложно, это долго, это, в общем, недешево, и пока деньги находятся у страховых компаний, это ее деньги. А человек бегает и просит свое. В суд идут немногие, соответственно, получается ситуация, что выгодно просто не платить", - поясняет юрист Сергей Беляков.
Впрочем, даже тем, кому обещали заплатить, и то бывает сложно получить обещанное. В страховых компаниях говорят: клиенты хотят слишком много, и среди них попадаются мошенники, причем довольно часто. Так что это страховщикам нужна защита.
"Было бы очень правильно, если бы законодатель задумался о защите страховщиков от тех схем, которые существуют на сегодняшний день, потому что по независимым оценкам рынок мошенничества в ОСАГО составляет порядка 15%, это огромная сумма", - рассказывает заместитель руководителя департамента урегулирования убытков страховой компании Дмитрий Титиев.
Впрочем, страховые компании и сами защищаются. В любой есть правила, которые позволяют не платить – их, правда мало кто читает, а узнает только когда уже поздно. Дмитрий Егоров так и не дождался денег за угнанную машину – в комплекте документов не было свидетельства о регистрации. По правилам - не страховой случай.
"Факт хищения состоялся, я страховался от факта хищения. Подозрения в том, что я стал соучастником хищения или повесил на свою машину объявление, что там находятся все документы, необходимые для угона, конечно, я не делал. И угонщиков не приглашал", - говорит Егоров.
В таких делах суд уже не раз вставал на сторону клиентов страховой компании, но правила пока не меняются. Российские страховщики, похоже, клиентам не доверяют.
Их европейские коллеги, хоть, конечно, и сталкиваются с мошенниками, но принципам не изменяют. Страховой агент Рене Раффель рассказывает: "У нас страховое дело полностью основано на взаимном доверии. Иными словами, человек, страхуя свой автомобиль в той или иной компании, доверяет ей, и всегда твердо знает, что в случае ущерба получит от нее компенсацию. В свою очередь мы верим, что наш клиент будет своевременно платить страховые взносы и соблюдать другие условия договора".
Может быть поэтому в Европе автовладельцы и могут разъехаться после аварии, обменявшись визитками страховых компаний. В России отношения клиентов и страховщиков пока слишком далеки от идеала. "Человек человеку волк, это однозначно. А страховая компания – волк в квадрате", - отмечает юрист Сергей Беляков.
Эксперты говорят: учиться взаимному доверию нам еще не один год, а пока лучше перестать подписывать документы не глядя. Любой юрист скажет: чтобы потом не было проблем, стоит внимательно прочитать договор и правила страховой компании.
С этим, конечно, не поспоришь, вот только правила страховщиков удивительно похожи и, получается, выбираешь не ту компанию, которая нравится больше, а ту, которая меньше не нравится.